Коммунальное гетто. Артемовский райсовет не хочет брать на баланс школу в зоне АТО
Мироновская общеобразовательная школа № 9 в поле зрения Харьковской правозащитной группы попала совершенно случайно. В рамках реализации Проекта Европейского Союза «Защита прав внутренне перемещенных лиц в Украине», юристы ХПГ проводили консультации в пгт. Мироновское. На прием пришла женщина (не буду называть ее имени в целях безопасности) с вопросом о том, когда же наконец – то работники школы получат долгожданную заработную плату, которую не видели последние 8 месяцев.
Сегодня школа находится на территории, контролируемой Украиной. Некоторое время назад учебное заведение входило в подчинение Дебальцевского горсовета. Когда Дебальцево с частью прилегающих территорий отошло под контроль сепаратистов, пгт.Мироновское, вместе со всей коммунальной структурой (ООШ № 9, ООШ № 10, школа – интернат, музыкальная школа, детский сад) осталось на освобожденной территории. Вроде бы все хорошо. Украинские законы в силе и можно было бы спать спокойно. Но по факту ситуация сложилась более плачевно, чем это представлялось.
Решением Артемовского горрайсуда Мироновскую ООШ № 9 сняли с баланса Дебальцевского горсовета. Дальше, согласно действующего в Украине законодательства, ее сразу же должны были поставить на баланс Артемовского райсовета (в подчинение этой территориальной громады отошел пгт.Мироновское). Но, как и полагается в нашей стране, кто – то что – то где – то забыл, потерял, не захотел…. Школа повисла в воздухе… Уже и не сепарская дебальцевская, но и не украинская артемовская… Точно такая же ситуация сложилась и по ряду других объектов. Таких как Мироновская ООШ № 10, школа – интернат, музыкальная школа, детский сад.
Ситуация тянется 8 месяцев. Все это время работники школы, которые не уехали, а героически выполняли все возложенные на них обязательства под постоянными обстрелами (их 19 человек), ни разу не получали заработную плату. Школа расположена фактически в эпицентре боевых действий. Во время всего этого времени на территорию школы систематически прилетало «что - то», по крупицам уничтожая образовательное учреждение. В результате – повреждена крыша спортзала, вылетели ВСЕ окна с одной стороны здания, разорваны ВСЕ батареи в здании.
Но! Даже не смотря на всю серьезность ситуации, и учителя, и дети, и обслуживающий персонал школы находились на месте и делали тоже, что делали в мирное время: учили, учились, поддерживали порядок! Руководство школы сделало все, что от него зависело в эти тяжелые времена. Выпускники 9 и 11 – х классов получили аттестаты о среднем образования, ученики остальных классов перешли в следующие классы.
Февраль и март детвора училась. В бомбоубежище. (От себя хочу сказать, что то, что пришлось увидеть в школе, повергает в легкий ужас). В школе чисто. Разломанные осколки оконных рам и батарей, по – хозяйски, сложены по углам. Сохранившиеся комнатные цветы (когда – то украшение классных комнат) расставлены кучкой на столе в коридоре. Громадные ямы от снарядов, которые падали на территорию школьного двора, старательно засыпаны…
Бомбоубежище школы разбито на сектора. Висят таблички «1 класс», «2 класс» и т.д., стульчики аккуратно расставлены в том количестве, сколько детей посещают занятия, писать ученикам приходилось на коленках… А в дальнем помещении бомбоубежища аккуратно и достаточно плотно расставлены старые стеллажи, застеленные одеялами и другими вещами. Тут дети оставались ночевать, если обстрелы города были особенно сильными. Сюда же спускались на ночь и остальные жители поселка, потому как оставаться в своем жилищи было слишком опрометчиво…
Мироновское находится практически в «серой зоне», поэтому даже сегодня ту территорию, не смотря на то, что она украинская, назвать спокойной нельзя…
В коридоре младший персонал школы между собой обсуждают ситуацию, заложниками которой они оказались. Жалеют друг друга и всячески поддерживают… На мой вопрос: «Что думаете делать дальше?», ответ уверенный: «Конечно же, работать дальше!»
Сдерживая слезы, я пошла искать по улице поселка собственно самих учеников. Неужели вопрос сохранения школы настолько острый тут, учитывая нестабильность территории, на которой школа находится? Оказалось, да! Весь период школу посещали не меньше 150 детей! На будущий учебный год, планируется принять 250 детей! Ученики Мироновской ООШ № 9, также как и немногочисленный персонал, абсолютно уверенно говорят, что готовятся к учебному году.
Вот только станет ли это возможным? Руководство Артемовского районного совета четких ответов на вопрос о том, когда же Мироновская школа № 9 официально перейдет в подчинение этой территориальной громады, не дает. Ни администрации мироновского сельсовета и школы, ни журналистам, ни даже суду… Единственное, что Артемовский райсовет ответил, так это то, что после того, как пгт. Мироновское отошло в подчинение Артемовского райсовета, непосредственно горсовет принял на свой баланс только землю поселка, но не объекты, находящиеся на ее территории.
P.S. Харьковская правозащитная группа взяла на свой контроль ситуацию, которая сложилась в Мироновской ООШ № 9. Мы будем содействовать администрации школы в решении этого вопроса и систематически освещать шаги в восстановлении справедливости по отношению к данному учебному заведению. Первым этапом стало письмо главе Донецкой ОДА Павлу Жебривскому.