«Мама говорит, что Украину нужно любить…»
Война на Донбассе полностью изменила мир двух миллионов людей. Многие до последнего надеялись, что все обойдется. Но залпы и взрывы, раздающиеся все ближе, заставили бежать даже безнадежных оптимистов.
Более двух миллионов человек были вынуждены покинуть свои дома и начинать жизнь с нуля – на новом месте, в новом, не всегда дружелюбном окружении, без денег и перспектив.
Люди бегут оттуда, где идет война. Кто-то уезжает как можно дальше от всего этого кошмара, а кто-то перебирается на "прифронтовую территорию", которая в любой момент может стать на военной карте "зоной АТО", например, Краматорск, Артемовск или в небольшие поселки, расположенные недалеко от родного дома, такие как Мироновский, Луганское.
Юристы Харьковской правозащитной группы в рамках реализации проектов Европейского Союза «Защита прав внутренне – перемещенных лиц в Украине» и Датского Совета по вопросам беженцев «Юридическая помощь ВПЛ и пострадавшему от конфликта населению в Украине» еженедельно оказывают юридическую помощь и проводят консультации для внутренних переселенцев в разных районах Харьковской, Луганской и Донецкой областей.
27 и 28 ноября группа юристов ХПГ – Наталья Охотникова и Владимир Глущенко – провели ряд юридических консультаций для внутренних переселенцев в Донецкой области. На этот раз юристы посетили города Часов Яр, Артемовск и Соледар.
Как показывает опыт подобных выездных консультаций, проблемы, с которыми люди, выехавшие из зоны военного конфликта на мирную территорию, в большинстве своем очень похожи. Чаще всего вопросы касаются оформления социальных выплат, установление юридического факта рождения либо смерти, получение компенсации за разрушенное в зоне проведения АТО жилье, просьбы о помощи в поиске пропавших в зоне АТО родственников, оформление компенсации за причиненные увечья здоровью.
Часов Яр – небольшой городок в Донецкой области. Население – чуть больше 15 тысяч человек. С началом боевых действий в Горловке и прилегающих к ней территориях, значительная часть горловчан переехали именно сюда. По последним данным в Часов Яре «осели» около тысячи людей, выехавших из зоны конфликта. Это примерно 300 семей.
Евгений Ткачов с супругой Инной, как волонтеры занимаются вопросами переселенцев с того самого момента, как только первые люди стали прибывать из Горловки. Евгений говорит:
- Мы не могли остаться в стороне в тот момент, когда в нашей стране начались такие ужасные события. Наша церковь «Слово жизни» вместе с церковью «Добрая весть» с самого первого дня начала войны в Славянске посвятили себя тому, что стали вывозить людей из – под обстрелов на мирную территорию. За что я и мой товарищ побывали в плену боевиков. Нас сепаратисты упрекали тем, что якобы мы американские агенты. Это только от того, что нашли Библию среди вещей.
Проблемами переселенцами мы стали заниматься как-то спонтанно. Люди стали сами к нам приходить. Постепенно сформировалась база. Теперь уже всех поименно знаем. Сначала из своих средств помогали, как могли. Потому как особо тут никто ВПО и не занимается больше. Позже фонды разные, в том числе международные, стали на нашу церковь выходить и предлагать помощь. Стараемся хотя бы один раз в месяц помочь каждой семье, либо продуктами, либо вещами. Вот так с Божьей помощью и справляемся.
Панченко Валерий Иванович, переселенец из Горловки.
- Так случилось, что нас с супругой вывезли в феврале 2014 года. Мы не собирались уезжать. Думали оставаться в родной хате до последнего. Но 6 февраля около шести часов вечера к нам в дом прилетело… Жена в это время ужин на кухне готовила. Я телевизор смотрел. Неожиданно так все случилось… В общем, слава Богу, что Лида не пострадала.
Мне руку осколком отсекло и часть ноги, и так, по телу прошлось (показывает увечья на уцелевшей руке, ноге)... Я в сознании некоторое время был. Кричал, чтоб Лида жгут принесла. Кровь сильно хлыстала. Руку придерживал, но видел что бессмысленно. Стали «скорую» вызывать. Врачи на выезд ехать отказались, потому что была вероятность, что не доедут. Бомбили нас сильно в тот день.
Лида на улицу побежала, соседей звать, чтоб какую – то помощь оказать помогли. Кто – то привел двоих ребят из ополчения. Они меня погрузили в какую – то «легковушку» и вывезли к мосту нашему большому (его теперь подорвали уже). Там только «скорая» и забрала меня в травматологию.
Лида тоже поехала, потому что оставаться больше негде было. Дом наш под фундамент смело. В больницу меня вовремя привезли. Врачи говорят, что еще 10 минут и не спасли бы. Кровопотеря большая была. Еще и сотрясение мозга сильное. Легкие уже «скукожились», дышать стало тяжело, тогда только сознание и потерял.
Так мы с Лидой 4 месяца в больнице и прожили. Меня выхаживали, ее не прогоняли, потому что понимали… Кормились тем, что люди приносили. А потом спустя 4 месяца товарищ мой школьный совершенно случайно появился. Предложил помощь и жилье какое – то в Часов Яре (я – то сам часовяровец). Кормил нас еще месяц.
Не могли даже пенсию оформить долго, потому что справки ВПО не было. А не было, потому что документов никаких не осталось. Все в доме пропало. А дом смели совсем. Так мы с Лидой и оказались тут…
Сейчас уже все более- менее нормально. Жилье, хоть какое, но есть. Пенсию вот переоформили, мне инвалидность дали, но только третью группу. Хотя какая третья, если руки – то правой нету. Ничего сам сделать не могу. До сих пор привыкнуть тяжело…
***
В Артемовске нашим юристам организовать прием переселенцев, оповестить людей и подготовить помещение для работы помогли девушки из волонтерской организации «Бахмут украинский»: Елизавета Гончарова, Мещерякова Ольга, Цегельник Юлия, Майорова Олеся, Федик Лейла, Эрдык Ирина.
Эти на первый взгляд хрупкие девушки, как никто другой знакомы с наиболее актуальными проблемами людей, выехавших из зоны войны. Тем более, что трое из них и сами вынуждены были покинуть свои дома и переехать в более безопасное место.
На протяжении всего дня, который юристы Наталья Охотникова и Владимир Глущенко посвятили работе с переселенцами в Артемовске, волонтеры «Бахмута украинского» занимались своей повседневной работой: кто сортировал вещи, которые потом тут же раздавали людям, кто выдавал памперсы и лекарства, кто наводил порядок, кто плел «макитры» для военных.
Тяжела работа волонтера… Особенно волонтерских детей. Детвора в большинстве случаев обязательно проводят все свободное время, помогая своим родителям если те «волонтерят». Организация «Бахмут украинский» - не исключение. С первого мгновения внимание всех взрослых, находящихся в помещении было приковано к симпатичной и общительной малышке лет шести.
Девчушка вышагивала по комнате и совершенно взрослым командирским тоном решала какие – то проблемы. Через какое – то время Алена Цегельник (имя девочки) совершенно спокойно подсела к одному из наших юристов и сообщила: «Ладно. Раз уж их так много (переселенцев), давай я тебе помогу!» Алена на правах полноценной хозяйки уселась рядом и сразу же нашла себе работу. Стала раздавать каждому переселенцу информационные листовки и детские журналы, уточняя перед этим у каждого: «Дети есть?» После утвердительного ответа, девчушка торжественно вручала буклетик.
Пользуясь случаем, Аленка решила рассказывать о себе:
- Мы с мамой вообще – то тоже переселенцы. Из Горловки приехали. Еще в прошлом году. Я в школу пойду скоро. Мама моя работает волонтером. Поэтому, пока что тут маме помогаю. Мама говорит работать надо и людям помогать, потому что кто – то из – за войны без дома остался. У нас концерт сегодня будет. Про голодомор. Я там танцевать буду и петь. Песню про Украину. Мама говорит нужно любить Украину. Я с ней согласна. Хочешь тебе спою? Мама говорит, что когда война закончится, может, домой поедем.
***
За два рабочих дня к юристам Харьковской правозащитной группы в городах Артемовск, Часов Яр, Соледар за правовой помощью обратились около 200 внутренних переселенцев. За время действия проектов юристы ХПГ посетили уже 45 населенных пунктов в Донецкой, Луганской и Харьковской областях, в каждом из которых за помощью обращаются минимум 100 человек.