• Архів / Права людини на південному сході України / Рубрикатор / Аналітика
• Рубрики / Право на свободу та особисту недоторканність
HRW и Amnesty International исказили картину нарушений в Украине
Служба безопасности Украины недавно выслушала полностью заслуженную критику со стороны Human Rights Watch и Amnesty International, и освободила 13 человек, содержавшихся тайно под стражей. В результате СБУ и Украина в целом были вновь раскритикованы теми же организациями. Возможно, эта критика всё ещё была заслуженной, но она способствовала созданию весьма неполной картины. Без сомнения, никаких новостей из поддерживаемой Кремлём воинствующих «республик» не было, но разве об отсутствии любого продвижения не стоило упоминать? Правозащитники молчали. В результате заголовки СМИ были посвящены исключительно «тайным тюрьмам» и шокирующим преступлениям, и практически не упоминалось, что их репортажи появлялись из-за того, что Украина оказалась восприимчивой к критике.
В июле 2016 года те же две организации издали совместный доклад под названием «Вас не существует. Произвольные задержания, насильственные исчезновения и пытки в ходе конфликта на востоке Украины». В своём докладе они объясняют, что «исследовали в подробностях девять случаев произвольного, продолжительного задержания гражданских лиц властями Украины в неофициальных местах содержания под стражей и девять случаев произвольного, продолжительного содержания под стражей гражданских лиц сепаратистами, поддерживаемыми Россией”. Все случаи произошли в основном в 2015 г. и первой половине 2016 г.
Отчет безусловно указал на неприемлемые нарушения, но упустил из виду некоторые важные моменты и факторы. Одно из таких упущений резко контрастирует с докладом, опубликованным Миссией ООН по мониторингу прав человека ранее в июле. В этом исследовании, озаглавленном «Ответственность за убийства в Украине с января 2014 г. по май 2016 г.», тоже представлены подробные отчёты об убийствах по обе стороны конфликта. Мониторы ООН, однако, отмечают разницу в масштабе нарушений и уровне безнаказанности. В то время, как украинские власти иногда неохотно расследовали преступления, совершённые украинскими военными, существовали системы для привлечения виновных к ответственности, людей арестовывали, и иногда приговаривали к долгим срокам лишения свободы.
В докладе HRW / AI никак не отмечается отсутствие паритета в реальном мире вне их доклада. В нём не упоминается, например, огромная разница в количестве таких нарушений или уровне безнаказанности.
Мониторы ООН и международные НПО предпочли не упоминать о прямом участии российского военного персонала и наёмников в конфликте. Евгений Захаров, директор Харьковской правозащитной группы, подверг НПО резкой критике за это. Он считает, что они были обязаны упомянуть о том, что русские, включая сотрудников ФСБ, принимали участие в пытках заключённых. Также имелись доказательства того, что людей перевозили на территорию России и пытали там.
В докладе «Пережившие ад» украинские правозащитники беседовали с теми, кого боевики «ДНР»/«ЛНР» держали в плену. Они выяснили, что более 87% украинских солдат и 50% гражданских, взятых в плен боевиками на Донбассе, подвергались пыткам или жестокому обращению. Более чем в 40% случаев ключевую роль играли наёмники из Российской Федерации, или люди, идентифицировавшие себя, как российский военный персонал.
Разумеется, доклад, стремящийся показать одинаковое количество нарушений с обеих сторон, никак не мог включить бойцов из настоящего государства-агрессора. Однако, если они являются важным фактором, тот факт, что их пришлось исключить только ради симметрии, указывает на серьёзную оплошность в любой попытке продемонстрировать равные числа.
Из-за вышеуказанных упущений получился весьма специфический информационный повод, о чем, собственно, и свидетельствуют заголовки. HRW / AI передали, по сути, хорошие новости о том, что СБУ отпустила 13 человек, которые, как считалось, содержались в тайном центре содержания под стражей в Харькове, с утверждением Украина: Власти должны провести тщательное расследование после освобождения 13 человек из тайного заключения. Разумеется, было много и негативных моментов. Например, СБУ отпустила одного человека даже до публикации июльского доклада, но поместила трёх других людей в место тайного содержания, отпустив одного из них только в начале августа. Таким образом, предположительно, пять человек всё ещё находятся в месте тайного содержания под стражей, это, несомненно, очень плохо, и подробности, предоставленные главному военному прокурору Украины, следует обязательно исследовать.
В интервью Радио Свобода, исследователь HRW Татьяна Локшина объяснила, что они «пытались организовать встречу в прокуратуре "Донецкой Народной Республики»", но, видимо, там сочли это нецелесообразным, что очень жаль».
Действительно печально, так как отсутствие новой информации привело к тому, что все сообщения 29 августа об очевидных шокирующих новых подробностях, и т.д., рассказывали только о нарушениях со стороны украинского правительства. Ирония ситуации особенно бросается в глаза, так как новая информация была доступна именно благодаря тому, что СБУ, хоть и с опозданием, продемонстрировала, что восприимчива к критике.
Ни в коем случае не преуменьшаю ответственность украинской власти за нарушения. Но досадно, что читатели увидят такую искажённую картину в то время, когда существуют серьёзные опасения по поводу безопасности некоторых из заложников, находящихся в руках боевиков.
Например, только за последний месяц мы узнали, что 23-летний Владимир Фомичёв, ставший заложником военных в начале января, после попытки навестить своих родителей в Макеевке, был «осуждён» и приговорён к двум годам лишения свободы. Его родители сообщили, что военные вернули часть его вещей, включая свитер, который был сильно испачкан кровью. Это совпадает и с другими тревожными сообщениями о том, как с ним обращаются.
Некоторых из заложников, которым предстоит «суд», или которые уже «приговорены», можно увидеть на созданных военными видеозаписях, которые не оставляют сомнений о том, что они подвергались пыткам и жестокому обращению – Владимир Жемчугов, например, и Евгений Чуднецов.
Ощущение досады лишь усугубляется практически полным молчанием о политзаключенных в оккупированном Россией Крыму. Четверо крымских татар могут получить очень длительные приговоры уже на этой неделе по гротескным обвинениям. Еще 10 крымским мусульманам грозят большие сроки по аналогичным делам, которые обосновано называют «конвейером репрессий». Международные НПО молчат. Возможно, Россия, как и «ДНР», тоже сочтёт общение с правозащитниками о таких нарушениях в ею оккупированном Крыму «нецелесообразным», но голос Human Rights Watch и Amnesty International, тем не менее, необходим.