MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Сравнение Уголовного-процессуального кодекса (УПК) самопровозглашенной ЛНР, РФ и Украины.

01.09.2016   
Юрий Тимошенко
В данном обзоре мы остановимся на тех отличиях, которые, на наш взгляд, являются существенными в обеспечении наиболее уязвимых при уголовном производстве прав человека (запрет пыток, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной жизни, право на эффективное средство правовой защиты).

УПК самопровозглашенной Луганской народной республики (далее – ЛНР) практически идентичен УПК РФ.

Отличия УПК ЛНР от УПК РФ в основном связаны с различиями в структуре правоохранительных органов (органы дознания, следствия, судебные органы), а также с естественным отставанием ЛНР от РФ при внесении изменений в законодательство.

Например, в УПК РФ к органам дознания относятся органы военной полиции, государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, а в УПК ЛНР ни военная полиция, ни органы пожарного надзора к органам дознания не относятся. Представляется, что в ЛНР эти функции возлагаются на командиров воинских частей и органы внутренних дел. В то же время в ЛНР к органам дознания отнесены и налоговые, и таможенные органы.

Также в ЛНР за прокуратурой осталась функция проведения следствия по ряду преступлений.

При сравнении УПК Украины с УПК ЛНР и УПК РФ для удобства будет употребляться сокращение – «УПК ЛНР (РФ»).

Сравнению УПК РФ и УПК Украины в настоящее время посвящено множество научных статей и даже диссертаций.

В данном обзоре мы остановимся на тех отличиях, которые, на наш взгляд, являются существенными в обеспечении наиболее уязвимых при уголовном производстве прав человека (запрет пыток, право на свободу и личную неприкосновенность, право на справедливое судебное разбирательство, право на уважение частной жизни, право на эффективное средство правовой защиты).

Наиболее концептуальными отличиями схожих между собой УПК РФ и УПК ЛНР от УПК Украины можно назвать:

- отсутствие в УПК Украины стадии так называемой доследственной проверки заявления (сообщения) о преступлении перед возбуждением уголовного дела;

- ведение Единого реестра досудебных расследований с фиксаций принятых по делу процессуальных решений и движения дела;

- отсутствие в УПК Украины дознания, как одной из стадии досудебного расследования;

- введение в УПК Украины института следственных судей, призванный обеспечить судебный контроль на досудебном расследовании;

- предоставление в УПК Украины стороне защиты механизмов, приближающих права стороны защиты к правам стороны обвинения (проведения экспертизы, получение судебного решения на временный доступ к вещам и документам, ознакомление с материалами до окончания расследования и т.п.);

- отсутствие в УПК Украины права суда вернуть дело для дополнительного расследования;

Указанные новшества при принятии нового УПК Украины в 2012 г., по мнению его авторов, призваны обеспечить справедливое уголовное производство, направленное на соблюдение прав человека. 

Вместе с тем в УПК ЛНР (РФ), есть ряд норм, которые в большей мере, чем УПК Украины, могут обеспечить соблюдение права человека в уголовном процессе. Ряд же норм УПК ЛНР (как и УПК РФ), по нашему мнению, наоборот, значительно сужают право на справедливое рассмотрение дела.

По мнению автора, наибольшее влияние на обеспечение защиты прав человека в уголовном производстве влияет нормативное урегулирование состава суда, процедуры задержания и применения мер пресечения, обеспечения права на защиту, положения о доказательствах.

Состав суда в суде ЛНР первой инстанции:

1)   судья единолично;

2)   по ходатайству обвиняемого судья и коллегия из 12 присяжных по предусмотренным преступлениям (тяжким и особо тяжким). Однако по переходным положениям суд присяжных пока не применяется – коллегия из 3-х судей);

3)   коллегия из трех судей Верховного Суда по определенному перечню преступлений или по ходатайству обвиняемого по другому перечню преступлений (по переходным положениям – судьей единолично, а по ходатайству обвиняемого – коллегия из 3-х судей);

4)   мировой судья – по ряду предусмотренных преступлений (в настоящее время до принятия законодательства о мировых судьях – судья единолично).

В Украине состав суда первой инстанции: судья единолично, либо коллегия из трех судей (за преступления с наказанием более 10 лет лишения свободы), либо коллегия из трех судей или по ходатайству обвиняемого два судьи и три присяжных (по ходатайству обвиняемого в делах где предусмотрено пожизненное лишение свободы)

Состав суда в апелляционной инстанции в ЛНР:

1)   на приговор мирового судьи – судья районного (городского, горрайонного) суда;

2)   коллегия из трех судей Верховного Суда ЛНР;

3)   судья Верховного Суда ЛНР единолично о преступлениях небольшой и средней тяжести, а также апелляции на промежуточные решения.

В Украине состав суда апелляционной инстанции – коллегия из не менее трех судей апелляционного суда

В кассационном порядке в ЛНР – коллегия из трех судей Верховного Суда, а в порядке надзора – большинство членов президиума Верховного Суда.

В Украине суд кассационной инстанции – коллегия из трех судей конституционного суда, пересмотр в порядке надзора не предусмотрен.

В ЛНР по первой инстанции в основном дела подсудны районному (городскому, межрайонному) суду. Мировому судье (пока не применяется) подсудны преступления с наказанием до 3-х лет.

Ряд преступлений подсудны по первой инстанции Верховному Суду ЛНР: определенный перечень преступлений или в отношении специального субъекта (депутат Народного Совета или судьи, дела, связанные с государственной тайной).

Предусмотрена подсудность дел о преступлениях, совершенных военнослужащими и/или проходящими военные сборы Военному суду (за исключением подсудных Верховному Суду).

Таким образом, в Украине формируется четкая структура судов, разделенная по инстанциям (суды первой, апелляционной и кассационной инстанции, которые рассматривают дела исключительно своей инстанции. В ЛНР же структура судов не сформирована по инстанциям. В местных судах предусмотрено как рассмотрение дел по первой инстанции, так и в апелляционном порядке (на приговоры мировых судей) В Верховном Суде могут рассматриваться дела всех трех инстанций.

Также не соответствует современным понятиям о справедливом суде закрепление в УПК ЛНР пересмотра дел в порядке надзора (ЕСПЧ неоднократно в решениях против РФ и решениях против Украины указывал, что пересмотр судебных решений в порядке надзора противоречит принципу правовой определенности). Украина ликвидировала в своей судебной системе пересмотр дел в порядке надзора.  Но эта процедура осталась в РФ и нашла закрепление в ЛНР.

Также в Украине до объявления АТО («довоенное время») были ликвидированы военные суды.  В настоящее время в Украине в связи со значительным увеличением количества военнослужащих, возросшим количеством преступных деяний, совершаемых ими, все чаще поднимается вопрос о возобновлении военных судов в системе судоустройства Украины.

В ЛНР даже в отличие от РФ прокуратура имеет более широкие полномочия. Так, за органами прокуратуры в ЛНР закреплена функция расследования целого ряда преступлений. Прокурор в ЛНР может возбудить уголовное дело. В РФ прокуратура не наделена такими полномочиями.

В УПК ЛНР (РФ) в отличие от УПК Украины нет «монополии» адвокатов на защиту подозреваемых, обвиняемых или на представительство потерпевшего, гражданского истца, ответчика, частного обвинителя. Защитниками и представителями могут быть допущенные близкие родственники, либо иное лицо, о котором ходатайствуют. В Украине «монополия» адвокатов вызывала много противоречивых мнений ученых, практиков, общественности. С одной стороны, ограничивается право человека на свободный выбор защитника, с другой стороны, государство тем самым обеспечивает профессиональную защиту. Участие же непрофессионального защитника (например, близкого родственника) может сделать защиту формальной. Представляется, что «монополия» адвоката все же призвана обеспечить реальную защиту.

В УПК ЛНР (РФ) обязательное участие защитника предусмотрено в делах о преступлениях, по которым предусмотрено наказание выше 15 лет лишения свободы или пожизненное, в то время, как в Украине по особо тяжким преступлениям (от 10 лет лишения свободы).

В УПК ЛНР(РФ) не предусмотрено обязательное назначение защитника при задержании, как это есть в Украине.

Согласно УПК Украины отводы во время досудебного расследования рассматривает следственный судья, а согласно УПК ЛНР (РФ) отвод следователя разрешается руководителем следственного органа, а дознавателя – прокурором.

В УПК Украины в отличие от УПК ЛНР (РФ) больший перечень случаев очевидно недопустимых доказательств. Примечательно, что ряд положений о недопустимости доказательств из УПК Украины были закреплены и в УПК ЛНР, при этом в УПК РФ таких положений нет. Это недопустимость показаний, полученных от свидетеля, который в последующем будет признан подозреваемым или обвиняемым в этом процессе, и доказательств, полученные в результате насилия. 

Существенным является закрепление в УПК Украины невозможности использования судом показаний данных на досудебном расследовании.

Заслуживает внимания закрепление в УПК ЛНР (РФ) признание недопустимыми доказательств, полученных следователем во время досудебного следствия, после чего это доказательство не может включаться в обвинительное заключение.

В Украине закреплено право на перекрестный допрос в суде с использованием наводящих вопросов. По УПК ЛНР (РФ) использование наводящих вопросов запрещено.

Согласно УПК ЛНР (РФ) обстоятельства, установленные приговором или иным решением суда (в том числе по гражданским или хозяйственным делам) признаются судом, прокурором, следователем без дополнительной проверки (преюдиция). В Украине значения преюдиции в уголовном процессе нет

В УПК ЛНР (РФ) предусмотрено право обжалования любых решений, действий (бездействия) следователя, руководителя следственного органа, если они способны причинить ущерб правам и свободам, затруднить доступ к производству. По УПК Украины не каждое решение, действие (бездействие могут быть обжалованы).

В УПК ЛНР (РФ) в отличие от УПК Украины подробно регламентировано производство при реабилитации.

По УПК ЛНР (РФ) задержание до избрания меры пресечения не может превышать 48 часов с момента фактического задержания, тогда как по УПК Украины – 72 часа и не позднее 60 часов задержанный должен быть доставлен в суд. При этом в УПК ЛНР (РФ) четко регламентирована обязанность составить протокол задержания в срок не более 3-х часов с момента доставления в орган дознания или к следователю.  Также не позднее, чем за 8 часов до окончания срока задержания (48 часов) должно быть предоставлено в суд Постановление о возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или содержания под стражей. Однако суд может продлевать срок задержания неоднократно 72 часа (с момента оглашения решения) по ходатайству сторон для предоставления дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения.  

По УПК Украины любую меру пресечения избирает следственный судья, в то время, как по УПК ЛНР (РФ) суд избирает меру пресечения лишь в виде залога, домашнего ареста и содержания под стражей. Остальные меры пресечения применяются по постановлению дознавателя или следователя.

 Согласно УПК Украины основаниями для избрания меры пресечения являются как обоснованное подозрение, так и риски скрыться, препятствовать следствию и суду (влияние на участников процесса, уничтожение доказательств, другое) или совершить новое преступление или продолжить преступную деятельность. При этом среди прочего при избрании меры пресечения учитывается и весомость доказательств причастности подозреваемого к совершению преступления. По УПК ЛНР (РФ) при избрании меры пресечения обоснованность подозрения не проверяется, основаниями для избрания меры пресечения являются лишь риски. В судебной практике РФ обязательная проверка судами обоснованности подозрения при избрании меры пресечения была внедрена Постановлением Пленума ВС РФ от 29.10.2009 № 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста" и рядом решений Конституционного Суда РФ. Будет ли такая практика в ЛНР, покажет время.

По УПК ЛНР (РФ) предусмотрена возможность внесения залога не только денежными средствами, но и имуществом, что делает более доступным такой меры пресечения, как залог.

В УПК ЛНР (РФ) в отличие от УПК Украины сроки нахождения под домашним арестом, принудительного нахождения в медицинском учреждении засчитываются в срок содержания под стражей.

УПК ЛНР (РФ) в отличие от УПК Украины не предусматривает обязанности следователя (прокурора) вручить стороне защиты экземпляр постановления о возбуждении перед судом ходатайства о избрании меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или содержания под стражей. В судебной практике РФ признано право защитника на ознакомление с таким постановлением и документами, которыми оно обосновывается (Постановление Пленума ВС РФ от 29.10.2009 № 22).

В УПК ЛНР (РФ) закреплено правило, согласно которому не допускается возложение полномочий по избранию меры пресечения на одного и того же судью на постоянной основе, эти полномочия распределяются между судьями соответствующего суда в соответствии с принципом распределения уголовных дел. В Украине зачастую один следственный судья сопровождает уголовное производство все время досудебного расследования.

В УПК ЛНР (РФ) сроки содержания под стражей при расследовании по общему правилу – до 2-х месяцев, могут быть продлены до 6 месяцев, в дальнейшем по тяжким и особо тяжким преступлениям могут быть продлены до 12 месяцев, и в дальнейшем по особо тяжким преступлениям с согласия Генерального прокурора – до 18 месяцев. В Украине продление до 18 месяцев не предусмотрено.

В УПК ЛНР (РФ) предусмотрено, что, если продлеваются сроки содержания под стражей свыше 2-х месяцев, то материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания срока содержания под стражей. 

Ходатайство о продлении сроков содержания под стражей по УПК ЛНР (РФ) подается не позднее чем за 7 суток до окончания такого срока и рассматривается в течение 5 суток.

По УПК ЛНР (РФ) решение о приводе может принять дознаватель, следователь, судья, а в УПК Украины – только следственный судья. В УПК ЛНР (РФ) привод может применяться к потерпевшему, а в УПК Украины – нет.

Согласно УПК ЛНР (РФ) временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право не ежемесячное пособие в размере минимального размера оплаты труда (прожиточного минимума в РФ). В УПК Украины такого пособия не предусмотрено.

При удовлетворении судьей ходатайства о временном отстранении от должности лицо имеет право на ежемесячное пособие.

В УПК Украины в отличии от УПК ЛНР (РФ) предусмотрены такие меры обеспечения, как временное ограничение в пользовании специальным правом, временный доступ к вещам и документам, временное изъятие имущества.

По УПК ЛНР (РФ) прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием возможно как по преступлениям небольшой, так и средней тяжести. В Украине – небольшой тяжести и неумышленным средней тяжести.

В УПК ЛНР (РФ) предусмотрено прекращение уголовного преследования при полном возмещении вреда (уплата налогов, пени, штрафа) по делам о экономических преступлениях

В УПК ЛНР (РФ) предусмотрено исключение доказательств как недопустимых при предварительном рассмотрении дела. Также на стадии предварительного рассмотрения дела предусмотрена возможность удовлетворения ходатайств стороны защиты о истребовании доказательств.

В УПК Украины в отличие от УПК ЛНР (РФ) предусмотрена обязательная полная фиксация судебного разбирательства техническими средствами.

В целом УПК ЛНР (РФ) довольно скрупулёзно регламентирует уголовный процесс. Если учитывать, что до его внедрения в ЛНР применялся УПК УССР (по состоянию до введения УПК Украины 2012 г.) то это, несомненно, шаг вперед.

Вместе с тем, УПК Украины содержит ряд можно сказать революционных новелл, которые призваны обеспечить соблюдение прав человека.

Хотя на практике зачастую данные новеллы применяются в Украине избирательно. Например, часто встречаются отказы в регистрации в ЕРДР и, соответственно, начале досудебного расследования по заявлениям о совершении преступления работниками правоохранительных органов.  Также, зачастую следственные судьи формально подходят к необходимости проверки обоснованности подозрения и доказанности наличия рисков при избрании меры пресечения.

Поэтому нормативное урегулирование хоть и влияет на защиту прав человека в уголовном процессе, однако реальная защита определяется правоприменительной (судебной) практикой, ценностями, которыми руководствуются участники головного судопроизводства.

Как будет складываться практика уголовного судопроизводства на «временно оккупированных территориях» самопровозглашенных ЛНР и ДНР – покажет время.

 Поділитися