MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Почему злейшим врагом Украины является не Владимир Путин

28.05.2017   
Питекр Дикинсон
Этот злейший враг – неумолимый негатив, который окутывает восприятие украинцами своей страны.

Выявление врагов Украины стало популярным занятием. Неудивительно, что Россия заняла первое место в списке после того, как Кремль отказался от любого притязания на славянское братство и вторгся в страну. Следующей стала коррупция. В то время как Россия была врагом у ворот, коррупция являлась внутренним врагом. С тех пор список пополнился разнообразными меньшими врагами, включая всё – от обременительной бюрократии, иммиграции и низкой рождаемости до плохих дорог, непотизма и международного безразличия.

Тем не менее, один вездесущий и коварный враг до сих пор избегал обнаружения. Это неумолимый негатив, который окутывает восприятие украинцами своей страны. Большинство украинских экспатов узнают это состояние по бесконечным депрессивным разговорам с друзьями и коллегами из Украины, которые расценивают проявление иностранцами оптимизма, как очаровательный, но инфантильный порок. Это изнурительная практика ожидания худшего, поиска ложки дёгтя в каждой бочке мёда и чёрта в каждом тихом омуте.

Реакция общественности на стремление Украины к безвизовому доступу в ЕС является одним из примеров. Поначалу само понятие безвизового доступа в ЕС было подвергнуто общественному осмеянию и полностью отвергнуто. На каждом этапе этого процесса продолжались насмешки. Все, от телевизионных аналитиков до пустозвонов из баров, были уверены, что весь вопрос был фиктивным. Украинцы просто позорились. Они никому не были нужны. Когда Украина была на грани получения безвизового допуска, настроение изменилось, но общий негатив остался. Теперь та же толпа кричала, что безвизовый доступ был вообще бесполезен. Так много документов! Никаких гарантий! Этим людям невозможно угодить.

Практически каждая позитивная перемена в Украине становится темой одного и того же цикла цинизма и негатива. Электронная система государственных закупок ПроЗорро заслужила международные награды, сэкономила миллионы долларов и была скопирована другими народами. Она заслуживает похвалы как пример украинского мастерства и инноваций. Но большинство людей скорее знакомятся с ПроЗорро по онлайн-теориям заговора, клеймя её, как ещё одну схему для чьего-то личного обогащения.

Недавний музыкальный конкурс Евровидение в Украине стал ещё одной историей успеха, которой не удалось развеять мрак среди большинства украинских комментаторов. Событие было триумфом практически по всем стандартам, европейские гости восхищались красотой Киева, гостеприимностью украинских принимающих и профессионализмом самого шоу. Евровидение бросило вызов негативным стереотипам, представив Украину как квинтэссенцию европейской нации. Однако это позитивное послание было едва заметно в информационном пространстве Украины. Вместо этого внимание уделялось предполагаемой коррупции, нарушениям повседневной жизни, и короткому появлению полуголого стрикера на сцене в финале музыкального конкурса. Украинцы потеряли ещё одну возможность порадоваться за свою страну.

Этот негатив по умолчанию не лишён оснований. Во многом он является логичным механизмом защиты, корни которого уходят в горькие уроки истории. С 1991 года опыт Украины в самоуправлении был глубоко разочаровывающим. Начиная с сильного основания, страна постепенно скатилась на дно постсоветского класса с институциональной коррупцией библейских масштабов и многократными экономическими провалами, которые привели к огромному богатству узкого меньшинства, оставив большинство украинцев в бедности.

История страны до независимости была ещё более удручающей. Захваченная и разделённая в течение сотен лет, Украина была эпицентром тоталитарного апокалипсиса в первой половине двадцатого века, пострадав больше любых других наций от рук Гитлера и Сталина. От десяти до двадцати миллионов украинцев были убиты в период с 1917 до 1953 года, но эти ужасающие преступления остаются преимущественно неизвестными за границами страны. Исторической травмы Украины достаточно, чтобы склонить каждого к негативным ожиданиям. В сочетании с легендарным славянским фатализмом это более чем объясняет сильные негативные течения в современной Украине.

Тем не менее, очень важно признать, что этот негатив исполняет функцию самостоятельно осуществляющегося пророчества. Постоянное принижение шансов Украины на словах замедляет процесс преображения после Майдана в действительности. Он усложняет способность реформаторов поддерживать темп, необходимый для преодоления десятилетий неподвижности. Это укрепляет статус-кво и позицию тех, кто выступает за отставку перед лицом невозможных шансов. Крайне важно, что это также массово устраняет международных инвесторов. Я встретился с рядом делегаций международных инвесторов, которые были смущены мрачным тоном, с которым они столкнулись во время визита в Украину. Хотя некоторые представители правительств и деловых кругов представили им сбалансированный обзор прогресса и проблем, многие создали картину неумолимого пессимизма. Ожидаемо, этот подход не способствует уверенности инвесторов.

Средства массовой информации также сыграли важную роль. Позитивные истории на украинском телевидении встречаются реже, чем улыбки в советских фотоальбомах. Вместо них зрителям ежедневно рассказывают о бедности, несправедливости и страданиях. Украина, изображённая в вечерних новостях практически на каждом телевизионном канале, является мрачным и неприятным местом, которое неумолимо укрепляет негативные стереотипы о стране. Западные корреспонденты, посещающие Украину, и московские корреспонденты неизбежно подпитываются этим, помогая задать направление для всё более негативного освещения Украины в международных средствах массовой информации.

Как можно выйти из этого депрессивного круга? В отличие от других врагов, Украине не нужно вести открытую войну против негатива. Розовые очки будут бесполезны в текущем климате, и честная оценка недостатков страны необходима, если нужно достигнуть перехода, предусмотренного на Майдане. Однако более тонкий подход к делам страны уже давно проявил свою необходимость.

Разумеется, Украина не является идеальным местом. Она пережила одну из самых бурных историй в мире и всё ещё находится рядом с практически худшим соседом на планете. Коррупция эндемична. Люди бедны. Но это также чудо надежды, когда активисты массового движения создали живое и процветающее гражданское общество. Это земля, где огонь свободы пережил одну из наиболее мрачных глав истории человечества, где традиции гостеприимства и включения бросают вызов столетиям политического насилия и вторжений. Игнорирование проблем Украины было бы глупым и контрпродуктивным, но игнорирование достоинств и достижений страны не менее близоруко. У украинцев есть намного больше поводов для гордости, чем считают многие, и они могут обнаружить, что эта гордость сама по себе может быть шагом к успеху.

 

Питер Дикинсон – издатель журналов «Деловая Украина» и «Львов Сегодня». Его твиттер @Biz_Ukraine_Mag

 

Перевод Харьковской правозащитной группы

 

Оригинал на английском см.

http://atlanticcouncil.org/blogs/ukrainealert/why-ukraine-s-worst-enemy-is-not-vladimir-putin?utm_content=bufferae869&utm_medium=social&utm_source=twitter.com&utm_campaign=buffer#.WRp-CkhVUYw.facebook

 

 Поділитися