Забытая война в Донбассе: Верхнеторецкое
Три года люди всего в десятке километров от Донецка и Луганска живут в условиях полной неразберихи - войны нет, но стреляют; выборов нет, потому что война; дороги и школы не ремонтируют, боятся что завтра все будет вновь уничтожено. С одной стороны кажется, что будущего здесь вообще нет, но жизнь продолжается даже в таких условиях.
Что думают жители "серой зоны" про Минские переговоры? Этот вопрос мы уже даже не задаем при общении с местным населением, потому что ответ знаем заранее, и его нельзя назвать оптимистичным.
Чему учатся школьники на занятиях под обстрелами? Куда запрещено ездить гражданским лицам и волонтерам и почему, если войны де-юре нет?
В этот раз наша мониторинговая группа работала в одном из наиболее сложных с точки зрения доступности населенном пункте - Верхнеторецком.
Географические особенности
В ходе мониторинговых визитов на восток Украины у нас сформировался список населенных пунктов, приоритетных для посещения.
Жованка, Бахмутка, Гранитное, Золотое-4, Лопаскино, Лобачево, Верхнеторецкое, Новолуганское, Южный (Ленинское) – эти населенные пункты анонсируются, как подконтрольные украинскому правительству, но при этом доступ общественности, представителей СМИ и правозащитных организаций сюда крайне ограничен.
В этих небольших прифронтовых поселках рубеж обороны сил АТО проходит через населенные пункты, а на одной и той же улице по разные стороны могут быть расположены боевые позиции противоборствующих сторон. Правозащитникам очень важно в таких условиях лично увидеть, в каких условиях живут гражданские люди в поселке.
Поселок Верхнеторецкое расположен в 24 км от райцентра (Ясиноватой) и в 27 км к северу от Донецка на реке Кривой Торец. Земли поселка граничат с территориями оккупированных села Михайловка Горловского горсовета и Пантелеймоновки Ясиноватского района.
В Верхнеторецком находится железнодорожная станция Скотоватая линии Константиновка - Ясиноватая. На северной окраине поселка расположена станция Новобахмутовка линии Очеретино - Горловка.
Красная, Фабричная, Степная — такие названия имеют три улицы в Верхнеторецком, которые сегодня плавно уходят в поселок Красный Партизан, подконтрольный боевикам. За крайними домами по этим улицам находится стратегически важная автомагистраль Е50 – так называемая южная артерия, соединяющая временно оккупированные Горловку, Ясиноватую и Донецк.
«По ту сторону блокпоста» трех улиц в Верхнеторецком остались проживать 450 жителей поселка, который согласно Минским соглашениям 2015 года является территорией, подконтрольной украинскому праительству.
До января 2016 года у людей была возможность перемещаться внутри поселка беспрепятственно. При наличии в паспорте регистрации фактического места проживания в поселке, люди имели возможность получать украинскую пенсию и другие социальные пособия, а также поддерживать связь с родными. Но с января 2016 года и началом т.н. «блокады», организованной несколькими народными депутатами, свободное перемещение жителей Верхнеторецкого было резко ограничено. В интервью с местными жителями нам рассказали, что с января 2016 года связь с Украиной для «той» части поселка оборвалась практически полностью.
Нина Ивановна, местная жительница говорит: «В прошлом месяце (ноябре) за пенсиями не пришли 10 человек. К нам же почта один раз в месяц приезжает. В этом месяце, наверное, вообще не пропустят. Всего «там» около ста пенсионеров живут».
19 декабря нашей мониторинговой группе наконец-то удалось побывать в Верхнеторецком. Но этот населенный пункт с первого дня взятия его под контроль украинскими военными находится под пристальным вниманием правозащитных организаций.
Гуманитарная ситуация
До начала военных действий в населенном пункте фактически проживали более 3000 человек, с началом обстрелов из поселка выехала половина населения. Но, когда обстрелы поселка сократились, часть выехавших вернулись обратно.
По состоянию на сегодняшний день в поселке постоянно проживают две с половиной тысячи граждан, из которых 280 человек – переселенцы из более неблагоприятных с точки зрения количества обстрелов регионов, а также с оккупированных территорий.
В поселке на настоящий момент проживают 152 ребенка школьного и дошкольного возраста. До начала боевых действий число детей составляло 198.
На территории Верхнеторецкого работают школа, детский сад, множество магазинов.
По словам местных жителей, если до начала военных действий в поселке работали 6 магазинов, то с момента установления линии разграничения их количество увеличилось до 49. Местные жители связывают это с тем, что до января 2017 года в оккупированную Ясиноватую и обратно беспрепятственно ходил рейсовый автобус, и жители оккупированной территории имели возможность приобрести на территории Верхнеторецкого продукты питания украинского производства, у которых и цена более приемлема, и качество на порядок выше российских. Но с того момента, как было полностью перекрыто сообщение с Ясиноватой, количество торговых точек также сократилось.
Также местные жители отмечают, что был период в начале 2017 года, когда один из руководителей области при посещении поселка своим распоряжением едва не довел населенный пункт до гуманитарной катастрофы.
«Приехал к нам один чин. Судя по всему, в Минских соглашениях и географии поселка он вообще не ориентируется. Показал рукой направление вдоль поселка и сказал, что дальше того места, где он стоит, Украины нет и дальше нечего возить продукты и пенсии. И уехал. В поселке началась паника. Слава Богу, что через три дня наш голова смог донести до руководства, что «ревизор» был не прав и поселок не оставили на самовыживание».
В Верхнеторецком почта не работает с 2014 года. Один раз в месяц приезжает представитель почты. Выдает пенсию, другие выплаты и корреспонденцию.
Обстрелы и жертвы среди гражданского населения
С самого начала боевых действий на востоке Украины поселок Верхнеторецкое практически каждый день появлялся в сводках РНБО. По количеству обстрелов населенный пункт мог соперничать только с селом Зайцево на Донецком направлении. В начале 2015 года количество обстрелов соответствовало количеству разрушений и жертвам среди гражданского населения.
По данным официальной статистики поселкового совета, обстрелами было повреждено в различной степени 277 жилых дома и объектов инфраструктуры, среди которых детский сад, школа, церковь, поселковый совет. На настоящий момент восстановлено 70 зданий. Основными источниками финансирования в данном случае стали волонтерские организации и сам поселковый совет.
За период активных боевых действий в Верхнеторецком погибли 16 местных жителей, 12 были ранены.
5 февраля 2015 года жительница Верхнеторецкого скончалась в больнице от осколочных ранений, полученных в результате обстрела.
21 февраля 2015 года в результате разрыва неизвестного взрывного устройства погибли два брата, 1953 года рождения.
Из интервью супруги одного из погибших братьев: «Я до сих не могу без слез об этом говорить…
20 февраля 2015 года мы были дома. До этого мы уже месяц жили в подвале: мой муж, его брат с женой и я. У нас подвал большой и теплый. Сидели без света. Обстрелами линию электропередач повредили. Так вот муж с братом и пошли посмотреть, где линия перебита, и как ее починить. Это было около четырех вечера. Только они в конец огорода дошли, мы в доме услышали взрыв. С Лидой подумали, что обстрел начался, поэтому кинулись к подвалу. Но больше взрывов не было. И мужчин не слышно было. Я начала с огорода кричать: «Миша! Миша!» А он не отзывается. А тут сосед мимо проходит и говорит, что там за нашим огородом двое на «растяжке» подорвались. Побежала я в дом к военным. Говорю: «Ребята, помогите, мой муж пропал. Там «растяжка» сработала! Мне ответили, что у них нет гражданской одежды и поэтому они не могут туда идти, потому что территория просматривается. Так никто и не двинулся с места.
Ни скорой помощи (не выезжали из-за обстрелов), ни милиции. На улице темно. Побежали с Лидой к соседу. У него есть машина, а у брата моего мужа был прицеп. Решили сами забрать тела и этим прицепом отвезти в морг.
Мы когда нашли место подрыва и наших мужей, то оба мертвы были, хотя брат мужа еще теплым был… Руки оторвало обоим, и ногу одному… Никто так и не приезжал… Сами все сделали. Только на погребение Пенсионный фонд дал денег…
Жена брата моего мужа сразу после похорон уехала отсюда и больше не приезжала. А мне некуда ехать. Тут и буду жить».
7 сентября 2016 года в результате обстрела ранены двое местных жителей.
3 апреля 2017 года в результате взрыва мины был ранен тракторист, котоірый вел распашку в поле.
15 августа 2017 года 10 домов и 12 хозяйственных построек сгорели в Верхнеторецком в результате обстрела. Спасатели несколько часов боролись с огнем.
По состоянию на сегодняшний день населенный пункт поддается меньшим обстрелам, чем в начале 2015 года. Местные жители напрямую связывают это с тем, что из населенного пункта вышли воюющие части ВСУ и расположились за поселком.
Доступ к медицине и образованию
Сегодня в Верхнеторецком работают школа и детский сад. 119 детей получают среднее образование, 33 – дошкольное.
Интересный нюанс: в населенном пункте в мирное время полноценно работали две школы. С того момента, как линия разграничения стабилизировалась, то одна из школ осталась на территории, фактически подконтрольной боевикам. Местные родители, которые какое-то время отправляли детей учиться на «ту сторону», аргументируют свое решение вполне разумно: «Там, школу ни разу не обстреливали. А вот по храму науки на нашей части поселка, несколько раз стреляли во время февральского обострения этого года».
Транспортное сообщение. Из Верхнеторецкого ежедневно ходят рейсовые автобусы в сторону Очеретино и Новгородское.
СМИ и настроения местных жителей
Надо признать в поселке большой выбор телеканалов и радиочастот, которые вещают: есть украинские, российские и каналы «ДНР». Именно последние транслируют, к сожалению, чище. У противника с вещанием в массы все в порядке в отличие от Украины. Радио «Республика» и «Победа», которые вещают «об удачах и победах доблестной армии ополчения» над «украинскими карателями» дают свои соответствующие плоды.
Кстати, эту тенденцию мы имеем возможность наблюдать уже третий год, работая на линии разграничения. Дальше областных центров, если у тебя нет спутникового ТВ, то смотри «Новороссию ТВ», «Звезду», «Оплот».
Газеты в село завозят один раз в месяц вместе с пенсиями.
«Здесь все люди запуганы, потому правды вам никто не скажет» - откровенничает с нами местная жительница в магазине. Многие здесь симпатизируют Украине. И это искренне. Многие понимают, что Донбассу нужно возвращаться в состав Украины, что является залогом мира и стабильности. Но есть и те, и они этого даже не скрывают, кто идейно с «ДНР».
«Когда дома обстреливают — виновата только Украина, начинаешь объяснять, что прилетело со стороны «тех», отвечают, что Украина все равно виновата, потому что не предупредила обстрелы, и вообще допустила весь этот ужас», - говорят военные. «Мы пытаемся избавляться от ярлыка, что каждый живущий на этой территории – сепаратист, и признаем, что в большинстве это люди, пострадавшие от агрессии другой страны», - добавляют военные.
И все же, жители Верхнеторецкого верят, что в новом году в их поселок прийдет мир...
Больше фото ТУТ