И снова о том, что необходимо сделать Украине в рамках реализации политики реинтеграции оккупированных территорий Донбасса
В январе 2018 года ПАСЕ приняла резолюцию, в которой призвала Украину в том числе «…открыть новые контрольно-пропускные пункты…»
Что же сделала Украина для «выравнивания» гуманитарной ситуации на Донбассе? И что еще можно и нужно сделать…
В январе 2017-го Верховная Рада Украины приняла Закон «Про особливості державної політики із забезпечення державного суверенітету України на тимчасово окупованих територіях у Донецькій та Луганській областях» , которым признала ряд территорий, на которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, временно оккупированными. В то же время, ВР отметила в этом законе что «…Государственная политика по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях базируется на Конституции и законах Украины, международных договорах, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, принципах и нормах международного права…
Целями государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях являются:
1) освобождение временно оккупированных территорий в Донецкой и Луганской областях и восстановление на этих территориях конституционного строя;
2) защита прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц;
3) обеспечение независимости, единства и территориальной целостности Украины.»
В статье 12 данного ЗУ выписано видение украинским законодателем принципов перемещения граждан Украины через линию разграничения. Законом устанавливается, что перемещение через линию разграничения осуществляется через контрольные пункты въезда-выезда, а Кабмин утверждает порядок такого перемещения.
В настоящий же момент пересечение линии разграничения и работу контрольно-пропускных пунктов в зоне конфликта пока еще регулирует Временный порядок № 222-ог от 14 апреля 2017 года (утвержденный приказом первого заместителя руководителя АТО при СБУ), содержащий и перечень контрольных пунктов въезда-выезда (далее КПВВ) через линию разграничения (далее ЛР). Всего на линии разграничения открыто 6 КПВВ, предназначенных для пересечения граждан и 6 КПВВ, предназначенных для контроля за перемещением грузов железнодорожным транспортом через ЛР.
Из шести КПВВ – Гнутово, Новотроицкое, Марьинка, Майорское, Золотое, Станица Луганская - предназначенных для пересечения гражданами ЛР, осуществляют пропускные процедуры только 5 (нет пересечения ЛР через КПВВ «Золотое»). Пересечь ЛР автомобильным транспортом можно только через четыре КПВВ (по КПВВ Станица Луганская переход ЛР осуществляется только пешком).
Статистика пересечения гражданами Украины КПВВ в Донецкой и Луганской областях, в 2017 году выглядит таким образом:
КПВВ «Майорское» - 2,717 млн.чел.
КПВВ «Марьинка» - 2,899 млн. чел.
КПВВ «Новотроицкое» - 2,382 млн. чел.
КПВВ «Гнутово» - 1,398 млн. чел.
КПВВ «Станица Луганская» - 2,445 млн. чел.
Для сравнения рассмотрим, как организованы переходы через государственную границу Украины.
На границе с РФ открыты 31 КПП, 15 из которых – железнодорожные.
В первом полугодии 2017 года количество выехавших в Россию украинцев составило 2,673 млн. человек (всеми видами транспорта).
На границе с Польшей открыты 14 КПП, 8 из которых – железнодорожные.
В первом полугодии 2017 года количество выехавших в Польшу украинцев составило 4,341 млн. человек (всеми видами транспорта).
В 2010 году границус РФ пересекло 5,5 млн граждан Украины.
С 2009 по 2014 годы количество украинцев, пересекающих границу России, постоянно росло. В 2009 году оно составляло 5,6 млн, в 2012-м — 6,5 млн, а в 2014 году — 9,8 млн.
Суммарное количество граждан, пересекших линию разграничения в течение 2017 года, составляет не менее 12 млн. человек.
При этом заметим, что КПП на госгранице работают круглосуточно, а КПВВ на линии разграничения работают только в светлое время суток.
К тому же, прямого регулярного транспортного сообщения с оккупированными территориями нет, пересечение ЛР возможно только пешком или на автомобиле.
Таким образом, нагрузка на 5 КПВВ на линии разграничения составляет 12 млн. чел за год (по 12 час. в сутки), в то время как нагрузка на 31 КПП на госгранице с РФ (по 2017 году) составляет порядка 5,5 млн. чел. за год (круглосуточно).
На всех КПВВ (кроме Гнутово) наблюдаются огромные очереди, граждане сообщают, что иногда время перехода через КПВВ измеряется в сутках. За 3 года в очередях на КПВВ уже умерли несколько десятков сограждан.
В работе погранслужбы применяются различные нормативы осуществления пропускных процедур на госгранице. По работе персонала КПВВ подобных нормативов нет! Больше того, правозащитниками фиксируются случаи искусственного торможения пропускных процедур на КПВВ; случаи реализации коррупционных схем для ускорения пропускных процедур; случаи некорректной коммуникации с гражданами, проходящими пропускные процедуры; случаи необоснованного отказа в пропуске через ЛР; и т.п. В то же время нужно отметить, что произошел значительный прогресс в организации работы персонала КПВВ по сравнению с предыдущими годами.
С 2016 года прекращены любые регулярные пассажирские сообщения с оккупированными территориями. С того же времени прекратились официальные перевозки товаров и грузов.
В 2014 году украинское правительство приняло решение о переводе ряда государственных учреждений с тех территорий Донецкой и Луганской областей, которые осенью 2014 года оказались неподконтрольны Киеву, в населенные пункты на подконтрольной территории. Были перенесены суды, управления ПФУ, налоговые органы, РАГСы, государственные нотариальные конторы, центры занятости, управления фондов соцстрахования, казначейства, управления исполнительной службы минюстиции, УТСЗНы и другие органы.
Анализ расположения перенесенных учреждений позволяет констатировать, что никакого планирования размещения при принятии решения о переносе учреждений не было – выбор был несистемным и хаотичным (попытки оспорить этот тезис могут привести к еще более жестким выводам – о сознательном создании препятствий для граждан оккупированных территорий в получении административных услуг). Учреждения, до начала конфликта находившиеся в одном городе или районе, были разнесены по различным городам, географически удаленных друг от друга. Граждане, имеющие необходимость обратиться в такие учреждения, вынуждены переезжать из города в город, от одного учреждения в другое – и обратно.
Касательно Луганской области – единственный пункт пропуска находится в Станице Луганской. Большинство перемещенных с оккупированных территорий учреждений находится в Северодонецке. Между ними 140 км. И может так оказаться, что кроме переезда Станица-Северодонецк, гражданину будет необходим еще переезд, к примеру, из Северодонецка в Беловодск (130 км). А потом еще и еще… И по окончании «получения админуслуг» в полном объеме – возвращение в Станицу и многочасовый переход через КПВВ. Понятно, что такой «туризм» к местам «получения админуслуг» не может быть осуществлен в течение одного дня, и несет для гражданина критическую финансовую нагрузку.
Очереди на КПВВ образовываются в основном из граждан, которым необходимо посещение различных госучреждений на подконтрольных территориях, для решения каких-либо вопросов. К тому же, ЗУ «Про забезпечення прав і свобод внутрішньо переміщених осіб», удивительным образом трактует права и свободы жителей Донбасса. Необходимость каждые 60 дней пересекать ЛР, для того, чтобы не попасть в реестр лиц, подлежащих лишению статуса ВПЛ (в соответствии с нормами закона), а соответственно и заморозке соцвыплат и пенсий – сама по себе создает существенную нагрузку на КПВВ. Несмотря на то, что все правозащитники указывают на данные трактовки закона, как на грубые нарушения имущественных прав граждан, правительство Украины не спешит снимать эту дискриминацию. Такие вот «свободы» вперемешку с «правами»…
Стоит отметить, что в коммуникацию государственных органов с гражданами, имеющими регистрацию на оккупированных территориях, внедряется правовая неопределенность, преодолеваемая через коррупционные схемы. Но это тема для отдельной публикации…
Что же необходимо сделать Украине, для улучшения имиджа в глазах мирового сообщества и снижения негативного восприятия гражданами, имеющими регистрацию на оккупированных территориях?
Суммируя и подытоживая собственные наблюдения и исследования в области соблюдения прав человека в зоне вооруженного конфликта, предлагаем следующее.
Крайне необходимо срочно увеличить количество КПВВ на ЛР.
Пяти КПВВ на протяжении 460 км линии разграничения в очень плотно населенных районах Донецкой и Луганской областей явно недостаточно для обеспечения цивилизованного перехода гражданского населения на подконтрольные территории.
Более 90 % граждан, пересекающих линию разграничения, делали это уже неоднократно, прошли полную идентификацию и проверку на причастность к НВФ.
Возможно открытие КПВВ для перемещения граждан через линию разграничения через такие транспортные коридоры.
В Луганской области:
Счастье-Луганск, трасса Н-21;
Трехизбенка-Славяносербск, дорога Т1315,
Лобачево-Желтое, паромная переправа,
Новотошковское – Желобок - Александровск, Новотошковское - Донецкий, трасса Р-66,
Попасная-Первомайск, дорога Т-0504,
Троицкое-Калиново.
В Донецкой области:
Мироновский-Дебальцево, трасса М-03,
Новолуганское-Гольмовский,
Железное – Южное – Комсомолец,
Верхнеторецкое – Бетманово,
Красногоровка – Старомихайловка, дорога С051130
Николаевка – Докучаевск, дорога С050542,
Богдановка – Петровское, дорога С051532,
Старогнатовка – Белая Каменка, дорога С051639,
Гранитное – Тельманово, трасса Т-05-12,
Широкино – Безименое, трасса М14.
Увеличение количества КПВВ позволит разгрузить действующие КПВВ, уменьшить очереди и время ожидания; повысить культуру общения и снизить градус напряженности и недоверия; сделать доступнее коммуникации с государственными структурами; повысить товарооборот между контролируемыми и оккупированными территориями, что приведет к повышению предпринимательской активности в населенных пунктах вдоль линии разграничения и обеспечит прирост рабочих мест.
В настоящий момент уже нет необходимости в столь жестких мерах по ограничению перемещения гражданского населения в связи с неактивной стадией конфликта.
Самое главное - Украина должна показать своим гражданам, вынужденно проживающим на временно оккупированных территориях, что их социально-бытовые проблемы действительно волнуют украинское правительство, и государство готово активно содействовать в их решении, проявляя гуманность, терпимость и понимание, что каждый гражданин Украины, вне зависимости от места его проживание, вправе рассчитывать на уважение к его достоинству и гражданским правам.
Реализация концепции «открытых дверей» со стороны украинских властей, реализованная даже в одностороннем порядке, позволит продемонстрировать как международному сообществу, так и гражданам, вынужденно проживающим на временно оккупированных территориях, готовность к проведению превентивных шагов по национальному примирению, восстановлении единого культурного пространства, экономическому сближению, а также практически подтвердить готовность к возможности воссоединения территорий.
Разработка механизма осуществления пропускных процедур с целью их стандартизации и отражение его в нормативных документах, снижение коррупционных составляющих, повышение культуры коммуникаций с жителями оккупированных территорий, снижение искусственно созданных барьеров по доступу граждан к административным услугам на подконтрольной территории и т.д. – позволит снизить негативное восприятие гражданами, вынужденно проживающими на временно оккупированных территориях, недружественного отношения к ним.
Украине крайне необходимо сейчас продемонстрировать прогресс в совокупности мероприятий и действий, направленных на урегулирование конфликта на Донбассе невоенными методами, подтвердить стремление к соблюдению прав гражданского населения, проживающего на оккупированных территориях.
Потребность в пересечении линии разграничения у большинства граждан связана именно с необходимостью в коммуникации с государственными институциями, расположенными на подконтрольных территориях. Необходимо устранение таких действий силовых структур, которые направлены на необоснованное создание затруднений при перемещении граждан через КПВВ и таким образом нарушают права граждан на свободное перемещение.
Подобные шаги можно будет расценивать как первые шаги Украины к реализации концепции деоккупации Донбасса; возращению территорий и установлению дружественных отношений с населением, вынужденно проживающим на временно оккупированных территориях.