MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Дело Александра Никитина

28.12.1999   

4 февраля 1999 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации  возвратила дело в ФСБ для дополнительного расследования.

На данной стадии дело Никитина не должно составлять сложности с точки зрения расследования, поскольку суды не вынесли решения о проведении полноценного дополнительного следствия. То, что следствию предстоит сделать сейчас — это еще раз дать оценку того, содержит ли вклад Никитина в доклад объединения Bellona какую-либо информацию, которая не была взята из открытых источников. Если следствием будет установлено наличие такой, официально неопубликованной информации, то оно должно будет дать оценку, относится ли эта информация к государственной тайне в соответствии с Законом «О государственной тайне» в редакции 1995 года.

Другими словами, смысл дополнительного расследования — сравнительный анализ текста доклада объединения Bellona и правильное применение закона. Дополнительное расследование не предполагает раскрытия новых обстоятельств по делу. В письме от 24 февраля 1998 года ФСБ заявила, что эти возможности исчерпаны, и даже прокурор, в своем протесте от 3 ноября 1998 года, оспаривал необходимость дополнительного расследования.

21 апреля 1999 года ФСБ сообщила Никитину о своем решении назначить дополнительную экспертизу. Комиссия будет состоять из экспертов Восьмого управления Генерального штаба МО РФ, и даст оценку, содержит ли часть доклада объединения Bellona, составленная Никитиным, государственную тайну.

Это будет четвертая по счету экспертиза доклада с момента начала следствия в октябре 1995 года. Три предыдущих заключения были идентичны по существу: все они были основаны на секретных, имеющих обратную силу нормативных актах и имели неадекватную оценку открытых источников.

Вопросы, которые ФСБ сейчас ставит на разрешение Восьмого управления, практически идентичны тем, которые задавались ранее, и не соответствуют требованиям постановления Верховного суда. Суд, в свою очередь, указал, что новая экспертная оценка должна касаться вопроса открытых источников и возможных государственных тайн в докладе Bellona.

Есть основания полагать, что и эта, четвертая комиссия, будет основывать свое заключение на секретных и имеющих обратную силу приказах, повторив те выводы, которые были сделаны предыдущими комиссиями. Это, в свою очередь, приведет ФСБ к новому обвинительному заключению, которое будет таким же неконкретным и необоснованным с правовой точки зрения, как и то, которое было отвергнуто Верховным судом. Следствие продлено до 11 июля 1999 года

После решения  Верховного суда РФ о возвращении дела для дополнительного расследования, оно стало, в ряде случаев, объектом необоснованных задержек.

В соответствии с нормами процесса, дело было направлено через Городской суд и прокуратуру Санкт-Петербурга в ФСБ, где оно оказалось 12 марта 1999 года. Пересылка определения Верховного суда из Москвы необоснованно заняла более трех недель. В соответствии с УПК РСФСР, в распоряжении ФСБ был один месяц на исполнение определения Верховного суда. За этот месяц единственным «следственным» шагом, предпринятым ФСБ, стало их ходатайство, направленное в Генеральную прокуратуру с просьбой о продлении срока следствия.

12 апреля 1999 года следователь ФСБ сообщил Никитину, что Генеральная прокуратура Российской Фе-дерации продлила срок следствия до 11 июля 1999 года.

Поскольку намеренное затягивание расследования со стороны ФСБ и прокуратуры становится все более явным, защита Никитина готовит различные правовые шаги, направленные на ускорение процесса. В апреле этого года Конституционный Суд РФ принял новую норму, которая дает право защите обжаловать решение о продлении срока следствия. Поэтому такая жалоба была подана 19 апреля 1999 года. В настоящее время защита также готовит жалобу в Европейский суд по правам человека, главным пунктом которой является неспособность российской правовой системы вынести решение по этому делу. Подобное затягивание решения  лишило  Никитина права разрешить уголовное обвинение против в разумные сроки, и права на эффективные средства судебной защиты, в соответствии со статьями 6 и 13 Европейской конвенции по правам человека.

 Поділитися