MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ

29.12.1999   
В.Черный, городской голова г.Арциза, Одесской области
Система исполнения наказаний (СИН), рассматриваемая в этом тексте, включает учреждения отбытия наказания и следственные изоляторы (СИЗО), изоля-торы временного содержания (ИВС). Принципиально важно, что лица, содержащиеся в ИВС, не являются преступниками. Хотя некоторые из них позднее могут быть признаны таковыми решениями суда, но значительная часть будет оправдана, или дело их будет прек-ращено по разным мотивам.

Таким образом, люди, которых мы обязаны считать добропорядочными гражданами, находятся в недостойных человека условиях. Общеизвестны факты жес-токого и унижающего достоинство обращения с заключенными. При существующих условиях содержания невозможно отделить больных инфекционными заболеваниями и СПИДом. В камерах обычны тараканы, клопы и вши, царит обстановка антисанитарии. Едва ли кто-то из заключенных видел чистое постельное белье. Камеры невентилируемы, и табачный дым, запахи тела и зловонные испарения создают атмосферу удушья. В камерах отсутствует достаточное отопление зимой и вентилирование летом, что делает температурный режим опасным для здоровья. Санузел не отделен от камеры, и заключенные вынуждены отправлять естественные потребности на виду у остальных. Отсутствуют условия для умывания. Качество пищи не обеспечивает даже потребности в калориях. Сама пища часто непригодна к употреблению. Низкие фиксированные закупочные цены заставляют учреждения СИН закупать недоброкачественные продукты питания. Выдаваемое питание не учитывает состояния здоровья и вероисповедание заключенных. В СИН невозможно отправление религиозных обрядов. Учреждения СИН зачастую многократно переполнены. Совместно содержатся обвиняемые в преступлениях совершенно разного вида, что приводит к отношениям в среде заключенных, которые можно квалифицировать как заведомо порождающие преступления в СИН. Следует отметить, что создание условий, способствующих совершению преступлений (в данном случае, в среде заключенных) само по себе является преступлением. Правонарушения в сфере отношений между заключенными практически не преследуются. В СИН процветает принудительный труд, на который зак-люченные не были осуждены. Принуждение к труду осуществляется не только с нарушением гражданских прав, но и без учета физических возможностей и навы-ков заключенных. В СИН имеется лишь формальное медицинское обслуживание, без возможности серьез-ного лечения. Материальное обеспечение медицин-ского обслуживания находится на чрезвычайно низком уровне. У заключенных отсутствует доступ к таким средствам занятия досуга, как спортивные залы, биб-лиотеки и т.д. Продолжительное вынужденное бездействие приводит к эмоциональным стрессам и разрушает здоровье.

Пребывание в подобных условиях наносит вред физическому и психическому здоровью людей, оскорбляет их человеческое достоинство, нарушает гражданские права и нормы общечеловеческой морали. Независимо от решения суда люди подвергаются наказанию.

Использование досудебного заключения стало практически легализованным орудием следствия. В массовом порядке следователи используют досудебное заключение для склонения обвиняемых к даче выгодных следствию показаний. Такие следователи, а с ними и вся репрессивная система, заинтересованы в сохра-нении жестокого обращения с заключенными. В случае осуждения суд может вынести решение о наказании в виде лишения свободы. Суд не выносит решения о жестоком обращении, пытках голодом и разрушении здоровья. Подобное обращение с заключенным есть явное причинение ему вреда, нарушение гражданских прав, не определенные судом, т.е., само по себе являющееся преступлением.

Нам представляется, что выход может заключаться в создании коммерческой системы исполнения наказаний (КСИН). В учреждениях КСИН заключенные оплачивают свое пребывание или это делают за них третьи лица. Им обеспечивают приемлемые условия существования: чистые, вентилируемые камеры, медицинское обслуживание, качественное питание и прочие естественные для человека вещи. В учреждениях КСИН не могут содержаться лица, осужденные к строгому режиму, и, возможно, все лица, осужденные за насильственные преступления. Мы не видим оснований для отказа в помещении в КСИН осужденным за тяжкие преступления или обвиняемым в них. Такое мнение складывается хотя бы потому, что квалифицирующая сумма тяжких ненасильственных преступлений, исчисленная в необлагаемых минимумах, зачастую сводится к нескольким тысячам гривен. В силу низкого квалифицирующего минимума, тяжкие преступления составляют основную массу дел по многим ненасильственным статьям. Таким образом, возможным ограничением доступа в КСИН является обвинение в насильственных преступлениях.

Создание КСИН послужит разрешением и такого набирающего остроту вопроса, как иски заключенных о возмещении морального вреда. Сумма компенсации в таких исках устанавливается как величина денежной выплаты, уравновешивающая причиненные страдания. Сумма компенсации устанавливается таким образом, чтобы разумному человеку было безразлично, провести определенный срок в учреждении СИН и получить деньги, или срок не провести и деньги не получить. Фактически, сумма морального ущерба, определяется ответом на вопрос: «За какую именно сумму господин судья согласился бы провести этот срок в этом учреждении?» Учитывая ужасающие условия содержания в учреждениях СИН, неудивительно, что сумма морального ущерба зачастую оказывается высокой. Практически каждый заключенный в СИН, может при желании получить через суд ту или иную сумму компенсации морального ущерба. КСИН же обеспечивает приемлемые условия пребывания. Единственным ограничением является лишение свободы: как наказание по решению суда или мера пресечения по решению следствия. При отсутствии вреда в самих условиях содержания, взыскание морального ущерба возможно лишь при явной злонамеренности суда или следствия. В случае оправдательного приговора или прекращения обвинения, заключенные смогут взыскать сравнительно небольшие суммы расходов на оплату своего содержания. Стоимость содержания значительно ниже морального ущерба. Таким образом, создание КСИН снимает вопрос о компенсации морального ущерба, который может стать существенной, в том числе и в финансовом отношении, проблемой.

Аналогичные учреждения имеются во многих странах. В США существуют как коммерческие тюрьмы, так и тюрьмы ослабленного режима, где содержатся зачастую лица, уплатившие государству значительные штрафы в рамках уголовных дел. Коммерческие тюрьмы в США показывают большую эффективность расходования бюджетных средств и лучшее содержание заключенных, чем государственные тюрьмы.

Безусловно, государственное финансирование тюрем вполне оправдано. Однако, учитывая напряженность государственного бюджета, мы полагаем возможным производить оплату за счет самих заключенных или третьих лиц.

Размещение учреждений КСИН целесообразно в районных центрах. Доводов несколько. Переоборудование существующих тюрем нецелесообразно, поскольку увеличит нагрузку на оставшиеся учреждения государственной СИН. Надлежащее переоборудование и даже дезинфекция этих учреждений весьма дорогостоящи. Трудно переобучить персонал, не привыкший уважать человеческое достоинство заключенных. В районных центрах же, как наследство гигантомании, имеется множество подходящих помещений со значительной прилегающей территорией. Прилегающая территория облегчает охрану учреждений. Стоимость зданий и земли пренебрежимо мала по сравнению с ценами в крупных городах.

В районных центрах имеется сравнительно квалифицированное нетрудоустроенное население. За счет подсобных хозяйств, прожиточный уровень значительно ниже, чем в городах, и это позволяет набирать персонал среди местного населения за значительно меньшую зарплату, чем обычно получают сотрудники МВД. Численность персонала одного учреждения может составлять несколько сот человек. Одновременно в существенной мере решается проблема занятости населения.

В районных центрах, как правило, имеются крупные больницы, загруженные менее, чем наполовину. Это обеспечивает возможность сравнительно качественного дешевого медицинского обслуживания, увеличит занятость местного медицинского персонала.

Стоимость продуктов питания в районных центрах существенно ниже, чем в городах. Жители зачастую пи-таются на 1-2 гривни в день. Продукты питания зак-люченных закупаются оптом и стоят еще дешевле. Многие районные центры находятся очень близко от городов, что дает возможность содержать в них обвиняе-мых. Если в городе следователю требуется 30-40 минут чтобы добраться до ИВС, до райцентра он сможет доехать обычно за час-полтора. Несложно и недорого организовать конвоируемую перевозку заключенных в город.

Можно с уверенностью сказать, что стоимость со-держания заключенных до 300 гривень в месяц поз-волит создать приемлемые условия проживания. Эти средства могут поступать как от самих заключенных и третьих лиц, так и за счет благотворительности. Мы полагаем, что учреждения КСИН, показывающие реальный результат использования полученных средств, смогут получать пожертвования. Мы также полагаем возможным продавать страховые полисы, обеспечивающие держателям, при необходимости, бесплатное КСИН за счет страховых компаний.

В качестве эксперимента, мы предлагаем создать подобные учреждения на территории г.Арциза Одесской области.

В г.Арцизе имеется больница на 700 койко-мест, из которых в настоящее время занято около 200. Имея необходимое оборудование и квалифицированный персонал, мы сможем организовать медицинское обслуживание заключенных. После расформирования гарнизона в г.Арцизе имеется масса неиспользуемых помещений, которые могут быть заняты под учреждение КСИН. Мо-жет быть отведена и территория для отделения учреж-дения от жилищной застройки. Необходимые для обо-рудования учреждения КСИН средства могут быть нами получены без обращения к государственному бюджету. Мы можем получить кредит для коммунального предприятия или привлечь коммерческих инвесторов.

 Поділитися