MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

О проблеме гуманизации изоляторов временного содержания милиции

27.12.2000   

Президенту Украины Кучме Л.Д.

Уполномоченному Верховной Рады Украины по правам человека Карпачевой Н.И.

Председателю Верховной Рады Плющу И.С.

Премьер-министру Украины Ющенко В.А.

Председателю Конституционного Суда Скомороху В.Е.

Председателю Верховного Суда Бойко В.Ф. Генеральному прокурору Потебенько М.А.

Министру Внутренних дел Кравченко Ю.Ф.

Министру юстиции Станик С.Р.

4 ноября исполняется 50 лет Европейской Конвенции защиты прав человека и основных свобод. В связи с этим, Правлением нашей правозащитной организации на встрече с представителями общественности Луганска 26.10.2000 года было отмечено, что развитие государственного строя в Украине все в большей мере происходит под влиянием Конвенции. Фактическая инкорпорация основных положений Конвенции во Второй раздел Конституции Украины открыла возможность пря-
мого применения норм международного права в зако-
нодательной и правоприменительной практике страны. Вместе с тем, при обсуждении этой практики в нашем регионе участники дискуссии, специалисты высказали озабоченность по поводу отсутствия скоординированной стратегии имплементации норм Конвенции — в сфере досудебных процедур, в судебном процессе, при исполнении наказаний. Значительное число нарушений прав человека обусловлено, в частности, тем, что многие практикующие юристы, воспитанные в традиции доминирования государственного интереса над частным, не способны усвоить концепцию абсолютного характера прав человека. Кроме того, они по инерции не считают нормы Конвенции действующим законодательством, к чему обязывает статья 9 Конституции Украины. К тому же, существует определенная неясность относительно того, каким образом на Украину распространяется юрисдикция Страсбургского Суда, его прецедентное право.

В связи с необходимостью гуманизации правоприменительной практики мы хотели бы обратить Ваше внимание на конкретную, но общезначимую проблему, для решения которой необходимо Ваше участие. Наш Комитет исследует в регионе одну из самых острых правозащитных проблем — применение пыток в процессе дознания в изоляторах временного содержания милиции. Как показывает наш опыт, пытки применяются очень часто — уже одним только тем, что сами условия содержания в ИВС, порядок допросов имеют целью морально сломать человека, чтобы ускорить рас-
следование дела. А часто бывает — чтобы сфальсифи-
цировать дело в угоду порочной практике милицейской отчетности по критерию раскрываемости преступлений.

Нам известны случаи трагического исхода содержания в ИВС. Последний такой случай — в г. Антраците. 10.09.2000 года рабочий рудоремонтного завода Лысый С.Д. (г.Антрацит, п.Боково-Платово, Петренко,4) был помещен в ИВС Антрацитовской милиции по подозрению в краже металлоконструкций, а 17.09.2000 года машина скорой мед. помощи вывезла его из ИВС с травмами, несовместимыми, как сказал врач Чернявский И. С., с жизнью. 18.09.2000 года Лысый С.Д. умер в реанимационном отделении ЦГБ. Практика пыток опасна еще и тем, что она затягивает работников милиции, прокуратуры, суда в порочный круг преступных отношений, из которого при существующей системе дознания, следствия, надзора и суда нет выхода. Вот крайне показательный и трагический пример.

Гражданин Российской Федерации Перекрест Вла
димир Викторович был задержан сотрудниками Лутугинского РО УМВД в Луганской области 01.04.1999 года для “выяснения личности” — он гостил у родных и имел при себе паспорт. В течение дня его допрашивали на предмет причастности к недавнему убийству Чивик М.0. При этом сотрудники уголовного розыска начали избивать Перекреста В.В., добиваясь признания в убийстве. Родные задержанного показали, что он был дома во время убийства, но их показания не приняли во внимание. Поскольку Перекрест В.В. был избит, его уже не могли просто отпустить. Поэтому начала действовать логика репрессивной машины: сначала выносится постановление о задержании за якобы оказанное сопротивление милиции, на следующий день суд выносит решение об аресте на 15 суток, его помещают в ИВС и продолжают выбивать признания в убийстве. При этом применяются орудия пыток — противогаз, палки. Впоследствии Перекрест В.В. не выдерживает истязаний, пишет под диктовку явку с повинной, его направляют в больницу с диагнозом: острая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга, гематома теменной области и голеностопного сустава. В больнице его охраняет сотрудник милиции, держит в наручниках, прикованным к кровати. То есть пытки продолжаются и в больнице. После выписки его опять поместили в ИВС, причем 10 суток содержали без всякого обоснования, даже надуманного. Жалоба адвоката Гавриш Д.И. по поводу пыток была расследована таким образом, что, оказывается, Перекрест В.В. получил увечья при падении в камере ИВС со второго яруса кровати. Правда, на суде выяснилось, что в камере не было двухярусной кровати, он спал на настиле высотой 0,6 метра. А свидетельские показания о “падении”, как выяснилось, были сфальсифицированными. Тем не менее, прокуратура всячески пытается добиться приговора по делу. Лутугинский суд дважды ставил под сомнение убедительность доводов обвинения, дело сейчас передано в Ленинский райсуд Луганска. Срок содержания Перекреста В.В. под стражей истек, и он содержится в настоящее время в Луганском СИЗО, как считает адвокат, незаконно. Это трагедия не только Перекреста В.В. — это трагедия всего украинского судопроизводства, правоохранительной системы, которая стремительно вырождается в репрессивную машину, обслуживающую корпоративные интересы.

Мы считаем, что европейский вектор развития Украины не может быть обеспечен без глубокого реформирования правоохранительной системы. Согласно Конвенции, запрет пыток, безусловное соблюдение прав человека имеет абсолютный характер, и именно эта презумпция, а не смена мундиров и вывесок, должна быть положена в основу реформы. Мы предлагаем принять специальный закон об условиях и порядке содержания в ИВС, устанавливающий институциональные и процедурные гарантии против жестокого обращения с задержанными в милиции на основе европейских правовых стандартов. Этим же законом необходимо создать постоянно действующий независимый механизм в стране для рассмотрения жалоб о жестоком обращении и пытках. Нынешнее положение, когда правоотношения между задержанным и должностными лицами регулируются приказами Министра, только усугубляет ситуацию. Позвольте также обратить Ваше внимание на то, что проблемы с задержанными и содержащимися в ИВС значительно возрастут после 28 июня 2001 года, когда потеряет юридическую силу п. 13 “Переходных положений” Конституции Украины. Обращаясь к Вам, мы исходим из того, что в трудное время кризиса философия реформ должна отводить ключевую роль правам человека, как важнейшему гуманитарному ресурсу развития. С этой целью необходима выработка общенациональной правозащитной стратегии, на основе которой будут объединены усилия как государственных, так и неправительственных правозащитных организаций.

С уважением,

Председатель правления Общественного Комитета защиты конституционных прав и свобод граждан Н.Козырев.

 

Коментар “ПЛ”: Ми пропонуємо читачам “ПЛ” , і фізичним, і юридичним особам підтримати звернення луганської правозахисної організації. Пропонуємо читачам “ПЛ” звернутися до найвищих керівників держави з вимогою розслідувати і дати належну публічну оцінку фактам, наведеним п.Козирєвим. Якщо не перервати ланцюг безвідповідальності за людське життя, ми і надалі будемо мати кримінальне суспільство і незахищених громадян.

 Поділитися