MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Права человека — украинская реальность на примере Одессы

27.12.2000   

В Украине уже, к сожалению, привыкли к весьма неординарному отношению правоохранительных органов к своим согражданам. Те, кто должен защищать их права, сегодня их очень часто нарушает… Достается и гражданам с иностранным подданством.

Примером может быть гражданин Польши Александр Орлов, с которым провел беседу корреспондент радио „Свобода“ Игорь Столяров.

Игорь Столяров:

1. Всеукраинская газета „Свобода“ писала о Ваших вынужденных взаимоотношениях с представителями правоохранительных органов Одессы. Расскажите об этой весьма интересной истории.

Александр Орлов:

— Многое может рассказать о взаимоотношениях с правоохранительными органами любой гражданин Украины. Не к чести блюстителей порядка, отзывы подавляющего большинства граждан не в пользу мундира, а резко негативные. Переписка и интервью с западными журналистами, помощь в опубликовании статей в СМИ в Украине и странах СНГ не нравятся власти, и они решили расправиться со мной весьма примитивным методом. Действуя совместно с организованной преступной группировкой Зудова-Губы, милиция позволила первоначально этой группировке ограбить меня, избить. В результате — сотрясение мозга и многочисленные кровоподтеки. Естественно, обращение с заявлением в органы милиции ничего не дало. Я не останавливался в своей деятельности и в один из дней, когда прогуливался по ул. Дерибасовской встретил Губу-Зудова и, не желая с ним встречаться, зашел в ресторан „Макдональдс. Заказав кофе и мороженое, я сел около окна и наблюдал за событиями на улице. Зудов и шестеро плотных молодых людей из его окружения посоветовались, разошлись в стороны, а Зудов позвонил кому-то по телефону. Минут через десять, когда я выходил из ресторана, дорогу мне преградили четверо мужчин, один из них представился сотрудником милиции по фамилии Ридько и посоветовал пройти с ними в отделение милиции. На мои просьбы не совершать противоправных действий, таких как подброс наркотиков либо оружия, я получил удар в грудную клетку. Пришлось ехать. На личной автомашине одного из сотрудников я был доставлен в городское отделение милиции. По дороге в милицию мне в карман была насильно вложена доза наркотика героин. И именно такая форма доставки, когда ты один, а вокруг тебя блюстители порядка, заставляет нормального человека расслабиться, потерять контроль и, зная что ты не совершил никакого преступления, спокойно ждать окончания инцидента. Однако напрасно в стране недавнего террора и страха надеяться на благополучный исход. Я был предупрежден о готовящейся против меня провокации, мне были названы фамилии, которым было заказано нейтрализовать меня. И, опережая описываемые события, я написал заявления в СБУ по Одесской области о том, что следователь по особо важным делам Прокуратуры г.Одессы Попов и зам.начальника уголовного розыска городского управления милиции Чумак готовят против меня преступление. Дальнейшие события подтвердили не безосновательность такого заявления. Подтвердились и фамилии лиц, замешанных в этом.

И. С.:

2. Как обращались с Вами в изоляторе временного содержания, где Вы имели несчастье побывать? Нормальным ли это было обращение?

А. О.:

— Самое страшное в жизни у человека — это потерять свободу, которую он так ценит. Но вдвойне страшнее сидеть запертым в камере, если ты не виновен. В условиях постсоветской тюремной системы наивно надеяться на лучшее и, учитывая нищенское моральное и духовное состояние народа, начинаешь понимать всю безысходность создавшейся ситуации. В такой ситуации нужны недюжинные силы. Я это говорю не голословно и отдаю отчет сказанному. За шесть суток проведенных в изоляторе временного содержания без уведомления прокурора, многое предстало перед глазами в черном цвете. Унижения от всех без исключения работников, а чтобы это повлияло еще и на психику человека — каждодневные утренние обыски с расставленными ногами, с окриками „глаза не поднимать!, смотреть в пол!“. Есть такой фильм „Настоящий фашизм“, нет — здесь похлестче. Мат и оскорбления, открытые издевательства,угрозы, нарушение элементарных правил гигиены — все это норма в данном заведении. Особо следует сказать о пище. Нет — это не пища. Это скотское варево. Чай, сахар? Об этом здесь давно не слышали. Если удается обратиться к начальству — все обещается, но ничего не делается. Либо при любом твоем вопросе подходит тихонько такой гниденыш и сквозь зубы матом — попиз.и еще, — плохо будет. Медработники ведут себя нагло и дерзко, все просьбы о помощи отвергаются с циничными фразами — не на курорте, дома получишь,не положено.

Своими прямыми обязанностями медперсонал не занимается — в камерах клопы и вши. Постельного белья не существует — его попросту нет, при упоминании об этом на тебя смотрят и не понимают, что ты наинормальнейший человек, а не сумасшедший. Да, для них это странно. Уже само попадание в изолятор ставит многих попавших сюда на грань жизни и смерти, т.к. каждый работающий здесь относится к тебе, как к преступнику, и ведет себя, как освободитель мира от зла. Как жалко и смешно, какая горечь отравляет душу каждого, кто сюда попадает. У каждого, кого я встретил здесь, своя история, своя беда — но никому не дано право относиться к любому гражданину, оказавшемуся здесь, как к преступнику. У большинства сломлена воля, они расскажут и признаются во всех действительных и мнимых грехах, пойдут на поводу у „доброго“ следователя, обещающего тут же освободить — только расскажи и подпиши.

И. С.:

3. Странно, что в городе, который любит говорить о своей многонациональной особенности, могут безнаказанно нарушать права гражданина Польши, и причем безнаказанно, насколько я понимаю.

А. О.:

— О какой многонациональной особенности мы говорим? Погуляйте по городу. Вы неоднократно встретите молодых парней в милицейской форме, которые останавливают на улицах не понравившихся им граждан. Как они их оценивают? Нравится — не нравится? Отвечу — по цвету кожи, волос и разрезу глаз. Да кто дал такое право и где закон, говорящий о том, что к любому мирно идущему по улице гражданину имеет право прицепиться и что-то требовать работник милиции? Никто им такого права не дал, и совершающие такие действия нарушают Конституцию Украины и права человека. И в этом парадокс этой страны. Все везде нарушается и все молчат — моя хата с краю. Однако полыхнет пламя и сгорит все дотла, детям негде будет жить.

И. С.:

4. Сейчас продолжается суд по Вашему делу в Жовтневом районном суде Одессы. Суд справедливый?

А. О.:

— О справедливости говорить не приходится. Я констатирую только факты. Адвокат удивлен и возмущен. Такого рода дела заканчиваются в течение месяца-двух, мое же дело длится уже восемь месяцев. Трижды назначалось заседание суда. И два раза не приходили свидетели, которые организовали против меня преступление, следователь прокуратуры — Попов и сотрудник милиции Чумак.

А последний раз не явился прокурор — заболел. А если честно — то хотелось бы увидеть на скамье подсудимых вышеназванных лиц. Уж больно много преступлений они совершили против граждан.

Например, предводитель организованной преступной группировки Зудов-Губа открыто сообщил, и я имею доказательства, что Попов является исполнителем многих заказных преступлений. Чумак? — вопрос о его увольнении и привлечении к ответственности — это вопрос времени. Все всегда возвращается „на круги своя“, а справедливость во все времена и у всех народов ценилась больше всего и поэтому она непобедима.

И. С.:

5. Итак, в чем по Вашему мнению причина проблем, которые сопровождают Вас в Одессе?

А. О.:

— Это проблемы не мои — это проблемы всего украинского народа. И мировое сообщество обязано поддерживать и помогать тому народу, кто этого требует. Благодаря Вашей независимой радиостанции миллионы людей уже десятки лет учатся демократии по программам радио „Свобода“. Даже в те далекие, но такие близкие по событиям времена, когда коммунистические власти всячески препятствовали прослушиванию передач радио „Свобода“, у вас была огромная аудитория, и я также принадлежал к ней, начиная с 1966 года, многое не понимая, но впитывая каждое слово и чувствуя сладкое слово Свобода.

И. С.:

Отреагировали ли власти на Ваши неоднократные обращения к Президенту Украины?

А. О.:

— Открытое письмо Президенту Кучме было опубликовано в газете „Свобода“. Появились публикации в газетах Южного региона, в заграничных изданиях, однако никакого шага со стороны администрации Президента сделано не было. Как было и в СССР, все жалобы, заявления и письма были спущены вниз — к тем же лицам, которые и совершили против меня преступление. Вторичное обращение также не имело должного резонанса. Зато письмо прокуратуры свидетельствует о том, что все действия сотрудников были законны и нарушений не установлено. Этакие правильные и безошибочные. Только почему-то растет количество уголовных дел в стране. В год их открывается десятки миллионов. Будь сотрудники правоохранительных органов критичнее — изменилась бы криминогенная ситуация к лучшему. Однако в ближайшие пятнадцать лет по прогнозам независимых западных экспертов в Украине ситуация не изменится.

И. С.:

7. Права человека на Украине на примере города Одессы. Можно ли говорить об их существовании?

А. О.:

— Права человека. Ужасающая коррупция захлестнула все сферы жизни общества: политическую, экономическую, культурную. Это будет долго сказываться в будущем на прогрессе страны, и с этим очень тяжело бороться. Слитые воедино коммунистическое прошлое, и свобода всего, ранее уголовно наказуемого, привели к своеобразной мутации человеческого сознания, чего не наблюдалось ни в одной стране мира. Болезнь захватила все общество. И все знают, что происходящие в стране процессы ненормальны, однако подавляющее большинство граждан вынуждены приноровиться к условиям игры, диктуемые властью, иначе не выжить. Каждый гражданин сталкивается с нарушениями своих прав ежедневно, он к этому привык. Я не хочу говорить о понятиях в области прав человека на западный манер, эти понятия тоньше и более сложные. Основной закон — это Конституция. Общество должно пройти несколько этапов в становлении права гражданина, чтобы шире и ярче понять Запад и его стремление помочь бывшим странам СССР. Откройте Конституцию Украины и почти в каждой статье вы найдете несоответствие действительной жизни с законом. Это ли не основные нарушения прав гражданина? А гарант Конституции занимается выяснением личных счетов с неугодными ему лицами. И последние события ярко это подтвердили. Для улучшения положения в области прав человека нужна их широкая пропаганда и в случае их нарушения — моментальная реакция широкой общественности. Народ — это могучая сила, и нет ничего сильнее народных масс, их-то и боится преступная власть. Удивляет только одно — народ все видит, понимает и терпит, власть наглеет и издевается над своим народом, уверенно рассчитывая на безнаказанность. Однако история многих стран мира доказала и доказывает, что нет вечных правителей и нет ненаказуемых.

 Поділитися