Обоснованы ли решения судов о запрете палаточных городков?
РЕШЕНИЕ
именем Украины
29 января 2001 года Дзержинский районный суд г. Харькова в составе:
Председательствующего — судьи Лазюк С.В.
при секретаре Прядко Н.И., Даниловой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Харькове гражданское дело по заявлению ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ХАРЬКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА о запрещении установления агитпоста с установкой палаток Харьковской областной организации Социалистической партии Украины, Харьковской областной организации Украинской народной партии “Собор”, гр-ну Ходасу Е.Д., заинтересованное лицо: ХГУ УМВД Украины в Харьковской области,
УСТАНОВИЛ
Заявитель — исполком Харьковского городского Совета обратился в суд с заявлением, в котором просит запретить установление агитпостов с установкой палаток Харьковской областной организации Социалистической партии Украины, Харьковской областной организации Украинской народной партии “Собор”, гр-ну Ходасу Е.Д. на пл. Свободы г. Харькова 30.01.2001 г. с 08-00 часов до 08-00 часов 01.02.2001 г.
Свои требования заявитель мотивирует тем, что в заявления в Харьковский ГИК от ХОО СПУ, ХОО УНП “Собор” и Ходос Е.Д. не содержат информации о точном месте проведения на площади Свободы данных мероприятий, количественного состава участников, что в полной мере препятствует осуществлению мер по подготовке органов внутренних дел для обеспечения охраны общественного порядка. А также, что установление палаток требует оформления земельного отвода. Кроме того, проведение указанных мероприятий делает невозможным обеспечение санитарного состояния площади Свободы, что может привести к необеспечению прав граждан на жизнь и охрану здоровья, в связи с тем, что эпидемиологическая обстановка в это время угрожающая для массовых заболеваний граждан.
На заседании согласительной комиссии горисполкома 23.01.2001 г. присутствовавшие представители указанных политических сил от организации агитпостов без установления палаток для хранения агитационной литературы отказались.
Кроме того, было указано, что гр-н Ходас Е.Д. и ХОО УНП “Собор” подали свои заявки в горисполком 23.01.2001 г. с указанием, что свои мероприятия намерены провести с 30.01.2001 г., хотя согласно действующего законодательства такие заявки подаются не позднее чем за 10 дней до даты их проведения.
Представители заинтересованных лиц — ХОО СПУ, ХОО УНП “Собор”, Ходоса Е. Д. — требования представителя Харьковского ГИК не признали и просили суд оставить заявление без удовлетворения, мотивируя тем, что их действия производятся в рамках ст.ст.: 34, 39 Конституции Украины и никакими подзаконными нормативными актами не могут ограничиваться.
Представитель заинтересованного лица — Харьковского городского управления УМВД Украины в Харьковской области, Цвира Н.И., поддержал требования заявителя и также просил запретить установление агитпостов с установкой палаток ХОО СПУ, ХОО УНП “Собор”, гр-ну Ходасу Е.Д. с 08-00 часов 30.01.2001 г. до 08-00 часов 01.02.2001 г., однако затруднился ответить на вопрос о возможности обеспечения охраны общественного порядка при проведении политических мероприятий в указанный период. Информацию из Харьковского ГИК о планах политических организаций, Ходаса Е.Д. получили своевременно.
Суд, выслушав представителей заявителя Сиротенко А.И. и Панаид И.В., представителя ХГ УМВД Украины в Харьковской области, проверив материалы дела, считает, что заявленные требования частично обоснованны и подлежат удовлетворению в части.
В соответствии со ст. 34 Конституции Украины каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений. Каждый имеет право свободно собирать, хранить, использовать и распространять информацию устно, письменно или иным способом — по своему выбору.
В соответствии со ст. 39 Конституции Украины граждане имеют право собираться мирно, без оружия и проводить собрания, митинги, шествия, демонстрации, о проведении которых заблаговременно извещаются органы исполнительной власти или местного самоуправления.
Ограничения относительно реализации этого права могут устанавливаться судом в соответствии с законом и только в интересах национальной безопасности и общественного порядка — с целью предотвращения беспорядков и преступлений, либо защиты прав и свобод других людей.
В судебном заседании представители ХОО СПУ, ХОО УНП “Собор”, Ходас Е.Д. уточнили место размещения своих агитпостов и палаток на площади Свободы, составив при этом в судебном заседании план: в 30-ти метрах от выхода из метро, ближайшего к памятнику В.И. Ленина, то есть прямо напротив памятника на бетонной полосе. По количественному составу: ХОО СПУ — 20 человек, ХОО УНП “Собор” — 3-5 человек и гр-н Ходас Е.Д..
Суд полагает требования Харьковского ГИК о запрете агитпостов не обоснованными, так как приведенные доводы, в том числе и представленные заключения главного санитарного врача г. Харькова и начальника управления градостроительства и архитектуры Харьковского городского Совета, говорят о невозможности установления только палаток на площади Свободы г. Харькова.
Доводов о невозможности обеспечения общественного порядка суду не представлено.
Вместе с тем, суд полагает, что при реализации гражданами Украины, политическими партиями положений ст.ст.: 34, 39 Конституции Украины, ни Конституцией Украины ни иными нормативными актами Украины не предусмотрена возможность установления палаток в общественных местах и местах массового скопления людей.
Кроме того, доводы представителей политических организаций о том, что данные палатки они планируют поставить только с целью хранения в них агитационной литературы от непогоды, не могут быть приняты судом, так как вопрос хранения различного имущества, в том числе и полиграфической продукции, должен разрешаться в соответствии с действующим законодательством, и наличием в городе соответствующих учреждений, предоставляющих услуги по хранению и их возможностей.
Кроме того, согласно ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР “О порядке организации и проведения сборов, митингов, уличных походов или демонстраций в СССР” от 28.07.1988 г., п. 2.1. Приложения № 1 Решения исполнительного комитета Харьковского городского Совета № 221 от 07.03.2000 г., заявление о проведении мероприятий должно подаваться не позднее чем за 10 дней. Данный Указ Президиума Верховного Совета СССР до настоящего времени действует на территории Украины согласно Постановления Верховного Совета Украины от 12.09.1991 г. “О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза СССР”.
На основании изложенного, ст.ст.: 34, 39 Конституции Украины и руководствуясь ст.ст.: 15, 30, 62, 236, 237 ГПК Украины, суд, —
РЕШИЛ
Заявление Исполнительного комитета Харьковского городского Совета — удовлетворить частично.
Запретить Харьковской областной организации Социалистической партии Украины, Харьковской областной организации Украинской народной партии “Собор”, Ходасу Е.Д. при проведении политических мероприятий с 08-00 часов 30.01.2001 г. до 08-00 часов 01.02.2001 г. установление палаток на площади Свободы г. Харькова.
В остальной части заявления Исполкома Харьковского городского Совета — отказать.
Председательствующий: судья Подпись С.В. Лазюк
Копия верна Судья Подпись
***
Комментарий Харьковской правозащитной группы к Решению Дзержинского районного суда г. Харькова по гражданскому делу по заявлению исполкома Харьковского городского совета о запрещении установления агитационного поста харьковской областной организации Социалистической партии Украины от 29 января 2001 года.
В мотивировочной части своего Решения Дзержинский районный суд приводит в качестве одного из аргументов довод о том, что «при реализации гражданами Украины, политическими партиями положений ст. 34, 39 Конституции Украины, ни Конституцией Украины, ни иными нормативными актами Украины не предусмотрена возможность установления палаток в общественных местах и местах массового скопления людей». Этот свой собственный аргумент суд считает достаточно убедительным, чтобы затем положить его в основу запрета установления палаток представителями Социалистической партии на площади Свободы г.Харькова (на асфальтовой площадке напротив памятника В.И.Ленину).
По поводу данного судебного аргумента и Решения суда в целом ХПГ считает необходимым заметить следующее:
1. Представители Социалистической партии и некоторых других общественных структур, которые намеревались стать участниками агитационного поста с использованием палаток являются субъектами гражданского общества, а не должностными лицами государства (работниками госаппарата) с четко очерченной компетенцией и кругом полномочий. Поэтому их действия в правовом смысле являются гораздо более свободными, чем у официальных представителей государственной власти. Впрочем, такими же являются (должны являться) и действия любых иных частных лиц. Поскольку в данном гражданском деле речь идет о горожанах Харькова, пребывающих, с точки зрения Конституции Украины, в состоянии гражданской свободы, постольку к ним не может быть применен принцип: позволено только то, что разрешено - принцип, гораздо более уместный для определения пространства свободы действия (административного усмотрения) любых агентов государства.
2. Если принцип: позволено только то, что разрешено применить к решению самого Дзержинского районного суда, то следует прийти к выводу о том, что суд не может запретить размещение палаток на площади, ведь ни в Конституции Украины, ни в текущем законодательстве страны не содержится каких-либо специальных указаний на этот счет. В самом деле, ни в украинском парламентском законодательстве, ни в украинских подзаконных актах, ни в законодательстве ранее существовавшего Союза ССР не содержится указаний о том, какими именно материальными атрибутами могут сопровождаться общественные собрания, митинги, походы, демонстрации или пикеты с агитационными постами. У данного тезиса есть и практическое подтверждение. Например, в украинском законодательстве нет специальной нормы, разрешающей выводить бронетехнику в праздничные дни на центральную улицу Киева Крещатик, равно как нет в отечественном законодательстве и норм, позволяющих создавать специальные механизированные передвижные стенды, разного рода пирамиды, механизированные платформы и даже трибуны, на которых размещаются зрители и участники митингов, походов, шествий и демонстраций. Иначе говоря, вся сфера материально-технического обеспечения собраний, походов, митингов и демонстраций в Украине основана на политических традициях, здравом смысле и свободе усмотрения их организаторов и участников. Искать в национальном законодательстве нормы, регулирующие подобного рода материальные (по существу, факультативные) признаки, вспомогательные атрибуты шествий, демонстраций и иных форм политического волеизъявления сегодня вряд ли уместно.
3. В Решении Дзержинского районного суда говорится и юридически предполагается, что палатки и агитационный пост заявители намеревались установить в, - цитируем: «месте массового скопления людей». Именно этот тезис был затем использован судом для обоснования противоречивости намерений устроителей агитационного поста и интересов соблюдения общественного порядка, который призвана обеспечивать местная исполнительная власть. Однако, суд не учел того обстоятельства, что площадь Свободы, как в силу своих огромных, действительно «политических» размеров, так и по своему архитектурному замыслу и названию является не столько перекрестком транспортных потоков или пешеходных путей, сколько местом, специально предназначенным для политических и иных общественных (культурных) манифестаций. Об этом говорит не только политическая история города и Украины в целом, но и совсем недавняя практика организованного властями многотысячного митинга в поддержку Президента Украины. Иначе говоря, площадь Свободы является пространством городской территории, которое не только может, но и должно время от времени становиться местом массового скопления людей. Причем, не вопреки митингам и агитационным постам, а благодаря им - естественным законным формам конкретной реализации политических конституционных прав. Ведь именно для этого данная площадь предназначена.
4. На основе вышеизложенного следует признать, что в данном Решении Дзержинский районный суд снова фактически пошел на поводу у представителей исполнительной власти города. Во всяком реально правовом и демократическом государстве судебная и исполнительная власти достаточно заметно разделены (отделены) друг от друга. При этом исполнение решений судебной власти властью исполнительной закономерно и обосновано. В данной же ситуации просматриваются признаки обратного. Вначале исполнительная власть всячески подталкивает власть судебную к принятию выгодного для себя решения (ведь лозунги текущего момента у социалистов направлены против главы государства, фактически возглавляющего исполнительную власть), а затем решительно принимается его выполнять.
5. В мотивировочной части своего Решения Дзержинский районный суд по-прежнему ссылается, как на действующее законодательство, на Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» от 28 июля 1988 г. При этом суд считает данный акт действующим на основе Постановления Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12 сентября 1991 г.
Харьковская правозащитная группа уже комментировала подобные, не слишком убедительные аргументы суда, ранее. В данном же случае хотелось бы подчеркнуть, что Постановление Верховного Совета Украины от 12 сентября 1991 г. не дает конкретного перечня актов законодательства Союза ССР, по-прежнему сохраняющих свою юридическую силу на территории Украины. Вместо этого в постановлении используется формула: «Установить, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на территории республики применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины».
Комментируя данную норму, ХПГ обращает внимание на то, что в Постановлении Верховного Совета Украины, которое было принято в 1991 г., речь идет о Конституции Украины 1978 г. с последующими изменениями и дополнениями, а не о Конституции Украины 1996 г. Если Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» можно признать соответствующим духу и букве Конституции СССР 1977 г. и непосредственно вытекающей из нее Конституции Украины 1978 г. (с изменениями и дополнениями), то этого очевидным образом нельзя сказать о Конституции Украины 1996 г.
В итоге, в своем Решении Дзержинский районный суд по-прежнему игнорирует тот факт, что в Постановлении Верховного Совета Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» содержится основополагающая для его смысла юридическая ссылка на Основной Закон, который на самом деле уже давно не действует . Впрочем, давно нет в живых и Феликса Эдмундовича. А имя его живет, по крайней мере, в названии вышеупомянутого районного суда.
Конституционный эксперт ХПГ
В.Речицкий