MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Пытаясь ликвидировать «Мемориал», российский авторитарный режим копает могилу себе самому

27.11.2021   
Евгений Захаров
«Мемориал», даже ликвидированный российскими властями, будет существовать и дальше и переживет своих гонителей.

Одиночный протест в Москве. Верховный суд 26 ноября России рассмотрел ходатайство Генпрокуратуры России о роспуске международной общественной организации «Общество «Мемориал»

Генеральная прокуратура РФ подала иск в Верховный суд РФ о ликвидации Международного историко-просветительского общества и правозащитного общества «Мемориал» и Правозащитного центра (ПЦ) «Мемориал» за «систематическое распространение информации без указания на внесение в реестр «иностранных агентов», и относительно ПЦ – еще за «поддержку террористов и экстремистов».

Эта так называемая «поддержка», очевидно, по мнению российских властей, заключается в том, что ПЦ «Мемориал» ведет список лиц, лишенных свободы Российским государством по политическим мотивам.

Причем ПЦ «Мемориал» всегда подчеркивает, что ведение такого списка не означает, что организация разделяет мнения и идеи этих людей.

Верховный суд России 25 ноября приступил к рассмотрению иска российской генпрокуратуры о ликвидации Международного общества «Мемориал».

Но ликвидировать «Мемориал» – невозможно!

Как невозможно запретить человеку думать, помнить, как нельзя «взять в плен бессмертную душу» (как говорил Пьер Безухов в романе русского классика Льва Толстого «Война и мир»). Ибо «Мемориал» – это, прежде всего, люди во всем мире, которые разделяют общие ценности, а только потом формальные отделения и юридические лица.

Напомню, что в «Международный Мемориал» входят:

четыре структурных отделения – во Франции, Чехии, Украине, Пермском крае;

еще «Мемориалы», зарегистрированные как юридические лица:

– в Италии, Германии, Франции, Бельгии;

– в Украине (4 юридических лица),

– в России (32 юридических лица).

С 1987 г. «Мемориал» занимается исследованием истории политических репрессий советского тоталитарного режима, благотворительной помощью жертвам этих репрессий на территории СССР и других стран региона и защищает права человека.

Эксгумированные останки жертв репрессий (31 человек) из пробного шурфа 1 метр х 1 метр. Из архива «Мемориала». Фото Льва Баранова. 30 июля 1992 года

Именно «Мемориалу» мы обязаны тем, что нам известны места захоронений миллионов украинцев, невинных жертв советского политического террора, в частности, урочище Сандормох, где палачи НКВД расстреляли Леся Курбаса, Мыколу Зерова, Антона Крушельницкого и двух его сыновей Остапа и Богдана и более тысячи других украинцев, которые создали или могли бы создать неоценимые духовные сокровища.

За более чем 30 лет своей деятельности «Мемориала» собрал очень много информации о советском государственном терроре, о ГУЛАГе и репрессиях против советских диссидентов.

Мы хорошо помним, что путь родственников репрессированных украинцев в мордовские и пермские лагеря и обратно проходил через московские квартиры правозащитников, которые, собственно, и были позже среди основателей «Мемориала», что на учредительном собрании «Мемориала» в 1989 году 40% делегатов были из Украины.

«Да не сгинет «Мемориал»!»

Хочу еще вспомнить о предтече «Мемориала» – самиздатском альманахе «Память», созданном во второй половине 70-х годов теми же людьми, которые через 10 лет основали «Мемориал». Группа молодых людей в Петербурге, Москве и Харькове стала собирать документы, мемуары, фотографии, письма, готовить их к публикации и запускать в самиздат.

Исходный мотив – исторические источники уничтожаются, и историю 20-го века просто невозможно будет восстановить, не по чему. Ведь история – это то, что записали, а не то, что произошло. Официальная доктрина лжива, она все переворачивает вверх дном. Поэтому и нужно собирать свидетельства времени, соответствующие артефакты.

В эту группу входили мои друзья Александр Даниэль, Алексей Коротаев, и я также принял участие в этой интересной деятельности. Тогда я познакомился с Арсением Рогинским и Сергеем Дедюлиным.

Родственники репрессированных и похороненных на 12 километре Московского тракта в Екатеринбурге. Из архива «Мемориала». Фото Льва Баранова. 30 июля 1992 года

В самиздате первый выпуск «Памяти» был огромен – 1500 страниц машинописи. Всего было подготовлено шесть таких альманахов. Их передавали за границу и в какой-то момент решили напечатать там, причем члены редакции написали на обложке свои фамилии.

Основная же часть людей, которые в этом участвовали, делала это тайком.

В 1981 году Арсению дали 4 года лагерей по сфальсифицированному уголовному обвинению, а Сергея вытеснили в эмиграцию. Но именно Рогинский был бессменным руководителем «Мемориала» с самого начала до своей безвременной смерти 18 декабря 2017-го.

«Да не сгинет «Мемориал»!» – надписал он мне одну из первых публикаций «Мемориала» в начале 90-х. Не сгинул и не сгинет!

«Мемориал» переживет своих гонителей

Помимо постоянного напоминания о необходимости всесторонне изучить и осудить репрессии прошлого, «Мемориал»:

– организовывал всероссийские образовательные программы, в частности, конкурс для школьников «Человек в истории. Россия – ХХ век»;

– инициировал проект «Последний адрес»;

– издавал сотни блестящих публикаций и создал сотни роскошных выставок, собственные архивы и музеи;

– и, конечно, всегда был готов помочь любому, кто обращался к нему за содействием в розыске погибших родственников и за другой помощью.

Благодаря работе ПЦ «Мемориал» мы знаем имена политических заключенных в современной России, о нарушении основных прав человека в российских тюрьмах, на Кавказе и в других регионах, равно как и о других важных темах.

Возможно, все это стало именно той причиной, по которой российское государство руками Генпрокуратуры решило ликвидировать «Мемориал».

Однако этими действиями Россия ликвидирует вовсе не так называемых «иностранных агентов» – наоборот, она уничтожает свободу научных исследований, закрывает рот и загоняет в подполье или выдавливает в эмиграцию людей, желающих помочь своей стране понять и осознать трагедии советского прошлого, сохранить историческую память, наладить отношения с другими странами и сохранить свободу в России. Пытаясь заставить замолчать «Мемориал», российский авторитарный режим тем самым роет себе могилу.

А «Мемориал», даже ликвидированный российскими властями, будет существовать и дальше и переживет своих гонителей.

Оригинал статьи на украинском языке см. на сайте украинской редакции радио «Свобода» тут.

 Поділитися