MENU
Горячая линия по поиску пропавших без вести в Украине
Документирование военных преступлений в Украине.
Глобальная инициатива T4P (Трибунал для Путина) была создана в ответ на полномасштабную агрессию России против Украины в феврале 2022 года. Участники инициативы документируют события, имеющие признаки преступлений согласно Римскому уставу Международного уголовного суда (геноцид, преступления против человечности, военные преступления) во всех регионах Украины

Вацлав Гавел и Украина

04.10.2023    доступно: Українською | in English
Евгений Захаров
5 октября исполняется 87 лет со дня рождения Вацлава Гавела. Публикуем размышления Евгения Захарова о значении наследия чешского политика и диссидента для сегодняшней Украины.

Вацлав Гавел © haak78 / Shutterstock Václav Havel © haak78 / Shutterstock Вацлав Гавел © haak78 / Shutterstock

Вацлав Гавел © haak78 / Shutterstock

Я искренне признателен за решение включить меня в shortlist премии имени Вацлава Гавела. Его имя и поступки стали в Центрально-Восточной Европе символом интеллектуального противостояния диктатуре, победы свободного разума и свободного слова над насилием, государственной ложью и лицемерием. Не только в словах, но и в своих конкретных политических действиях он оставался откровенным, честным и последовательным. Его понимание мира, культурное мировоззрение и политическая философия крайне нужны моей стране.

Гавел писал: мы должны оставить высокомерные надежды на то, что мир есть книга инструкций, которую можно прочитать; информационное целое, которое можно заложить в компьютер, чтобы извлечь из него готовые рецепты. Напротив, все происходящее свидетельствует о том, что наше время требует освободить из заточения такие силы, как архетипичная мудрость; неповторимый опыт мира; чувство справедливости; способность смотреть на все чужими глазами; личная ответственность; вкус, мужество и сострадание; вера в тайну и важность конкретных поступков, которые, однако, не являются универсальным ключом к спасению.

Эта декларация свободы, индивидуализма и терпимости резко контрастирует с украинскими “разумными” оговорками относительно рыночной, информационной и академической свободы; недоверием к свободному земельному рынку, низким уровнем социального капитала, подозрительным отношением национальной интеллигенции к свободе выражения взглядов и терпимости, массовой нелюбовью к состоятельным людям и уверенностью в том, что все воруют на фоне массовой коррупции.

В условиях вооруженного конфликта с Россией, который продолжается с февраля 2014 года и за 8 лет перерос в полномасштабную войну, все эти и другие советские рудименты стали еще более острыми и болезненнее влияют на состояние украинского государства и общества.

Очевидное желание руководства РФ уничтожить украинское государство и всех тех, кто по-настоящему осознает себя его гражданами, не оставляет простора для компромисса. Наш враг бьет по мирному населению и системам жизнеобеспечения, пытаясь посеять страх и принудить к капитуляции. Мы не можем согласиться на деэскалацию и прекращение огня, поскольку это означает разрешение на укрепление обороны захватчика, фактическое согласие на продолжение убийств, исчезновений людей, пыток и сексуального насилия.

Наконец, это также означает признание того, что последние 80 лет существования международного права можно выбросить на помойку. Ведь Россия сможет вторгнуться в другую страну, и это не будет иметь никаких последствий. Поэтому нам нужна только победа, необходимым условием которой является освобождение от российской оккупации всех украинских территорий в границах 1991 года. Но условием не достаточным.

Одним из моих занятий, начиная с марта прошлого года, является руководство большим проектом, посвященным сбору информации и документированию преступлений, совершенных российскими военными против мирных жителей Украины и гражданских объектов, которые предварительно можно квалифицировать как военные преступления, преступления против человечности и геноцид.

В базе данных, которую совместно ведут наши правозащитники в рамках инициативы Трибунал для Путина, сегодня задокументировано около 55 тысяч инцидентов. Это более 9560 погибших в результате воздушных атак, а также внесудебных казней. Речь идет о расстрелах людей, автомобилей, обстрелах очередей за водой, гуманитарной помощью и т.д. При этом задокументирована гибель 413 детей, а также ранения 12 970 человек (в том числе 557 детей). Более 4190 человек, по нашим данным, пропали без вести (из них 178 детей).

Мы также зафиксировали данные одесятках тысяч разрушенных или существенно поврежденных гражданских объектов в результате артобстрелов/бомбардировок: десятки тысяч жилых домов, объектов инфраструктуры жизнеобеспечения, магазинов, заводов и других объектов бизнеса, образовательных учреждений, сотни больниц, церквей, культурных учреждений и т. д.

Подход к сбору информации возглавляемой мною Харьковской правозащитной группы (ХПГ) включает регулярные посещения населенных пунктов на деоккупированных территориях, пострадавших от российской армии. Там мы опрашиваем пострадавших и свидетелей, фиксируем разрушения на фото и видео. На основании этих свидетельств и других документов мы подаем заявления о преступлении в органы расследования, помогаем в проведении следственных действий. Сейчас у нас насчитывается более 1000 производств, в которых адвокаты ХПГ представляют потерпевших: убитых и раненых гражданских, незаконно задержанных и похищенных на оккупированных территориях людей, а также лиц, подвергнутых в заключениипыткам (в том числе сексуальному насилию).

Пострадавшим от преступлений мы оказываем не только правовую, но и психологическую, денежную, медицинскую, гуманитарную помощь, ее получили тысячи семей.

Важной составляющей документирования является также распространение информации о совершенных преступлениях на разных языках, в частности, посредством интервью с пострадавшими, свидетелями и другими людьми, как источником информации о войне. Обычно это военные, волонтеры, психологи, священники, журналисты и другие. Видео, размещенные на YouTube-канале ХПГ, набрали уже сотни тысяч просмотров.

Естественно, что переживание даже частицы этого кошмара в своей жизни влечет за собой ненависть к руководству российского государства и российским военным. Эта ненависть часто переносится на все русское — страну, граждан, язык, литературу и искусство. Можно сказать, что она становится всеобъемлющей. И действительно, как можно в этом контексте говорить: “Отче наш <…> и прости нам вины наши, как и мы прощаем виновникам нашим”? Вопрос риторический, потому что мы не прощаем.

Именно вследствие господства ненависти в общественном сознании сегодня особенно остро осознается аксиоматика прав человека: правда выше закона; выше правды — справедливость; выше справедливости — милосердие; выше милосердия — любовь. Ненависть разрушает прежде всего ненавидящих, она опустошает душу. Думаю, что больше всего ненавидят те, кто раньше считал россиян братским народом.

Я считаю, что ненависть естественна на поле боя. Мой земляк, духовник “Харьковского Майдана” отец Виктор Маринчак по этому поводу заметил, что русского солдата нужно “не ненавидеть, а просто уничтожать, потому что он сам избрал служить сатане и делает это с упоением, вдохновением, садистским наслаждением. Уничтожать для его же пользы — чтобы меньше успел совершить зла”. Но как только такой солдат попал в плен, ненависть должна отступить. Как минимум для того, чтобы обезопасить себя от превращения в убийцу безоружного. Избегнуть в борьбе с “Драконом” превращения в такого же “Дракона”. Иначе победа будет пирровой.

Ненависть ко всем россиянам иррациональна: нельзя оценивать людей по их гражданству, а только — по их действиям и словам. И нельзя забывать, что хотя открытых оппонентов путинскому режиму и немного — не более 5% от численности населения РФ — но они публично выступают против российской агрессии, подвергаясь уголовному преследованию со сроками наказания до 15 лет. Эти люди часто помогают украинским беженцам (с паспортом или без него) уехать из России, собирают для них деньги.

Еще более бессмысленной, хотя и объяснимой, является ненависть к русскому языку, литературе и искусству. Как писал Булат Окуджава, “виновен не язык — а подлый дух холопский”. И я полностью отрицаю травлю, которой подвергают украинских писателей за общее публичное выступление с российскими писателями, если эти последние —известныеантипутинисты.

Я убежден в том, что нам нужен диалог для поддержки антиимперского течения в русской культуре, которое всегда в этой культуре существовало (Чаадаев, Бердяев, Федотов, Померанц, Аверинцев), но сегодня пока проигрывает сторонникам диктатуры. Удаление из библиотечного фонда и утилизацию имеющихся в нем книг на русском языке иначе как инфантильностью и провинциализмом я назвать не могу.

Рядом с любовью всегда идут сочувствие и милосердие. Некоторыми это воспринимается как парадокс, но с началом полномасштабной российской агрессии украинцы стали более человечными и участливыми друг к другу. Общая беда нас сплачивает. Но еще более существенно то, что нас сплачивают ценности, рельефно обозначенные Вацлавом Гавелом: любовь к свободе, независимость, приверженность демократии, отрицание авторитаризма.

Действительно, уникальный опыт и пример Гавела здесь просто завораживает. В частности, когда ему как президенту предложили ограничить выезд интеллигенции заграницу, он отказался, потому что не мог допустить, чтобы свобода человека стала «меньше, чем у ласточки».

Мы воюем за свободу, независимость, права человека, демократию. Мы выстоим, и беда отступит. И тогда ценности Вацлава Гавела станут еще более осознанными. Я также надеюсь, что эта война приведет к свержению путинского режима. Это позволит привлечь к ответственности руководство РФ, кремлевских пропагандистов, а также всех тех, кто отдавал непосредственные приказы совершать преступления и выполнял эти приказы. В свое время мы считали немецкий народ жертвой нацизма. Сейчас мы почти так же должны считать русский народ жертвой преступного путинского режима.

И как немецкий народ прошел через денацификацию, так и русский народ должен пройти через депутинизацию и декоммунизацию. Но все это мы должны осуществить, не отказываясь и не нарушая наследия Гавела.

 Поделиться