MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

«Найстрашніше – безслідне зникнення рідних, що не пройшли фільтрацію» – Світлана Ганнушкіна про те, як живуть українці в Росії

22.07.2022   
Світлана Ганнушкіна
Грубе поводження, побиття, незаконні затримання, зникнення людей, які не пройшли фільтрацію. Світлана Ганнушкіна, голова Комітету «Громадянське сприяння», який допомагає українцям, вивезеним на територію рф, розповідає про проблеми, з якими стикаються наші співгромадяни на чужій землі (публікуємо мовою оригіналу).

Фото: Укрінформ

Грубе поводження, побиття, незаконні затримання, зникнення людей, які не пройшли фільтрацію. Світлана Ганнушкіна, голова Комітету «Громадянське сприяння», який допомагає українцям, вивезеним на територію рф, розповідає про проблеми, з якими стикаються наші співгромадяни на чужій землі (публікуємо мовою оригіналу).


Основные проблемы украинских беженцев

1. Затягивание выплаты материальной помощи

Единовременная материальная помощь (ЕМТ) выплачивается в размере 10 тысяч рублей, олнако с большим опозданием — на 2-3 месяца. Таких жалоб очень много, они поступают из разных мест, проще привести примеры обратной ситуации. Эта помощь важна именно в первое время, когда беженцы не успели осмотреться, прийти в себя, подыскать работу. Затягивание с выплатой этой помощи лишает ее смысла. Эта проблема особенно болезненна для тех беженцев, кто не живет в ПВРах (пунктах временного размещения — редакция ПЛ), а их — значительное большинство. Необходимо установить срок, в течение которого осуществляется выплата, и этот срок не должен быть продолжительным — не более 1 месяца.

2. Невозможность обменять сразу гривны на российские рубли.

Такой обмен возможен только при условии, что уже получена ЕМТ. С учетом затягивания с выплатой ЕМТ это условие дополнительно серьезно ухудшает положение беженцев, превращает в нищих даже тех, кто имеет личные средства. Это условие необходимо немедленно отменить.

3. Грубые нарушения прав беженцев при въезде в РФ.

Все чаще поступают сведения о нарушениях прав беженцев при въезде в РФ: грубое обращение, избиения, незаконные задержания, фабрикация административных дел с целью оправдания задержания. Слухи о таком обращении распространяются в среде беженцев и сводят в их глазах на нет намерения правительства по приему и оказанию помощи беженцам. Но самое страшное — исчезновение бесследно родных, которые не прошли фильтрацию. Необходим механизм независимого контроля за тем, что происходит на КПП и в фильтрационных лагерях. А также организация информирования родственников о  том, где находятся беженцы, не прошедшие фильтрацию.

Примеры.

А) А., по профессии водитель, выезжал из Украины с женой, тремя детьми и двумя небольшими собаками, задержан 9 июня на КПП Весело-Вознесенка, отправлен в с. Покровское Неклиновского района Ростовской области, там — административный арест на 5 суток за то, что якобы отказался предъявить документы. 14 июня он должен был освободиться, вместо этого его попросили подождать, а затем отвезли в Матвеев Курган, где дали еще 10 суток по ч. 2 статьи 20.1 КоАП РФ, и отправили в спецприемник в Таганрог, где он сейчас и находится. Когда он звонил жене, она слышала, что какой-то мужчина мешал ему, не давал связаться с прокурором, адвокатом, говорил: почему не взял автомат и не защищаешь родину.

Б) Р. выезжал из Украины с матерью-инвалидом (на ноге — аппарат Елизарова) и 15-летним сыном, мать которого погибла. В армии не служил, т.к. страдает эпилепсией 14 июня задержан на КПП Матвеев Курган, поводом послужило удостоверение сотрудника вневедомственной охраны и старая татуировка на плече: женщина с хлыстом и кепкой, на которой что-то неясно изображено. Постановлением Матвеево-Курганского районного суда Ростовской области признан виновным по ч. 2 ст. 20.1 КОАП РФ за то, что якобы нецензурно бранился и не повиновался законному требованию  сотрудников полиции предъявить документы. Суд назначил наказание в виде ареста на 5 суток.

По сведениям ХПГ, и А., Р. были освобождены с  помощью адвокатов.

В) Ч. был задержан в г. Белополье на границе, у него не было с собой паспорта. И хотя после звонка домой паспорт привезли, Ч. не отпустили. Связи с ним нет, предположительно он находится в Курской области в лагере для пленных. Мать не имеет о нем никакой информации.

4. Запреты на въезд.

18 мая «Российская газета» сообщила о том, что МВД России сняло ограничения на въезд в РФ в отношении трех тысяч граждан Украины, включая ДНР и ЛНР, «допустивших два и более административных правонарушения незначительного характера» (нарушение срока пребывания, работа без патента, отсутствие регистрации, нарушение ПДД и пр.) Однако круг людей, которые могут погибнуть из-за невозможности выехать в Россию в связи с запретом на въезд, далеко не ограничивается этими тремя тысячами. Поскольку речь действительно о спасении  жизни, необходимо отменить все ограничения на въезд в РФ с территории Украины.

Пример.

Д. из Лисичанска не смог въехать в РФ вместе с семьей из-за бессрочного запрета на въезд. Запрет вызван тем, что у него ВИЧ. До войны был под медицинским наблюдением, находился в нормальной физической форме, работал, содержал семью, дал жизнь здоровым детям. Сейчас его жена в подмосковном поселке одна с двумя дочками 5 лет и 5 месяцев. Работать не может, родных нет, существует исключительно благодаря эпизодической помощи благотворительных организаций и волонтеров, так как единственный кормилец семьи не может к ней присоединиться.

5.Проблемы с доступом к обращению за временным убежищем.

Несмотря на то, что введением упрощенного порядка предоставления временного убежища для беженцев с Украины, в т.ч. ДНР и ЛНР, прибывших в экстренном массовом порядке, правительство продемонстрировало стремление предоставить убежище максимальному числу украинских беженцев, в некоторых региональных подразделениях органов МВД, отвечающих за работу с беженцами, они сталкиваются с обычной практикой недопуска к обращению за убежищем под тем или иным предлогом. По нашим сведениям, такие проблемы характерны для Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Одним из самых распространенных предлогов служит отсутствие регистрации. Беженцы останавливаются там, где есть возможность: несмотря на огромное число ПВР, в них размещена меньшая часть украинских беженцев. Большинство живет у родных, знакомых и даже незнакомых людей, которые предоставили жилье из сочувствия к беженцам, иногда — в съемном жилье, которое оплатили на первое время те же родные, знакомые и незнакомые люди. Далеко не всегда хозяева жилья готовы регистрировать беженцев. Поэтому у многих беженцев нет регистрации.

Иногда для отказа в приеме заявления о предоставлении временного убежища используются и другие предлоги. После жалоб обычно проблема решается, но далеко не все беженцы понимают, что с ними поступили незаконно и что нужно жаловаться.

МВД России необходимо дать региональным подразделениям четкие указания, что отказ в приеме заявлений о предоставлении временного убежища недопустим.

Примеры.

А) В марте 2022 года УВМ ГУ МВД России по Московской области отказалось принять заявления о предоставлении временного убежища у семьи Т. из Краматорска. Вопрос решился после жалобы на имя начальника ГУ МВД России по Московской области.

Б) ОВМ МУ МВД «Люберецкое» отказалось оформить регистрацию и принять заявление о временном убежище у Ш., прибывшей в РФ из Харьковской области с тремя детьми (6 лет и близнецы 4 лет).Причиной послужил запрет на въезд, вызванный решением об административном выдворении Ш., вынесенный в декабре 2017 года. Устроить детей в садик и пойти работать без документа о временном убежище она не может. Отец детей, гражданин РФ, находится в местах лишения свободы и поэтому помощь семье не оказывает.  После обращения Комитета «Гражданское содействие» к руководству ГУ МВД по Московской области заявление о предоставлении временного убежища у Ш. приняли.

6. Игнорирование закона «О статусе вынужденных переселенцев».

Среди лиц, которые в экстренном массовом порядке с февраля сего года покидают ДНР и ЛНР, несколько сотен тысяч имеют российские паспорта. Но положение их немногим лучше, чем положение других украинских беженцев, так как у них нет жилья и из-за этого часто нет регистрации, а реализация большинства социальных прав граждан РФ зависит от наличия регистрации по месту жительства. Эти люди имеют право обратиться за статусом вынужденного переселенца и  воспользоваться теми правами, которые дает этот закон. Однако нам пока не известно ни одного такого обращения. Граждане России из ДНР и ЛНР не обращаются за этим статусом, так как не знают о его существовании. Сотрудники отделовМВД по работе с беженцами не рекомендуют гражданам ДНР и ЛНР обращаться за статусом вынужденного переселенца: возможно, новое поколение специалистов миграционных органов тоже не знает об этом статусе. В результате иногда граждане России, вынужденно покинувшие территорию Украины, оказываются в худшем положении, чем беженцы с украинскими паспортами (см. пример ниже). Полагаем, что МВД России необходимо организовать работу территориальных органов по вопросам предоставления статуса вынужденного переселенца гражданам РФ из ДНР и ЛНР и направить туда соответствующие методические указания.

Пример.

Уроженцы Грозного супруги М. с 1993 года проживали в Мариуполе с паспортами СССР, гражданства Украины не принимали, российские паспорта не получали. В 2003 году  им были выданы виды на жительство граждан РФ. В Ставрополе им отказали в регистрации и в убежище и в приеме заявлений о выплате 10 000 руб., тогда как их сын с украинским паспортом все это уже получил. Сотрудники ОВМ явно не осведомлены, что М. могут обратиться за статусом вынужденного переселенца.

7. Проблемы с трудоустройством.

До получения временного убежища или разрешения на временное проживание и даже после получения этих документов украинские беженцы сталкиваются с проблемами в трудоустройстве. Еще 24 марта в «Российской газете» было опубликовано заявление первого заместителя министра внутренних дел РФ А.В. Горового о том, что «граждане Украины и двух народных республик смогут заниматься в РФ трудовой деятельностью без оформления патентов». 31 мая ГУВМ МВД России в ответ на наш запрос сообщило, что «в настоящее время  прорабатывается вопрос законодательного закрепления возможности осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации гражданами ДНР и ДНР без оформления разрешительных документов». Однако до настоящего времени этот вопрос  нормативно не урегулирован, поэтому многие работодатели не решаются принимать на работу граждан Украины без патентов. Часто работодатели опасаются брать на работу и со свидетельствами о предоставлении временного убежища. Они не знают, что это за документ, можно ли принимать на работу его обладателя без паспорта и без патента, есть ли какие-то особенности трудоустройства людей с временным убежищем. Поэтому на всякий случай отказывают в работе. Необходимо незамедлительно закрепить право граждан Украины, ДНР и ЛНР работать в РФ без патента.

Пример.

Гражданин Украины Е. получил временное убежище в Астрахани, искал работу вахтовым методом в Интернете и нашел подходящую вакансию в строительной компании  в Екатеринбурге. Но его  отказались принять на работу по свидетельству о предоставлении временного убежища. Вопрос решился только после того, как Комитет «Гражданское содействие» направил ходатайство в эту организацию, в котором, в частности, разъяснил права лиц, получивших временное убежище.

8. Требование сдать на хранение украинский паспорт или удостоверение личности, которое его заменяет.

Одной из распространенных причин, по которой украинские беженцы воздерживаются от обращения за временным убежищем, является установленное частью 3 статьи 12 федерального закона «О беженцах» требование о сдаче национального удостоверения личности на хранение в орган внутренних дел при получении свидетельства о получении временного убежища. С этим требованием беженцы связывают опасения, что из-за отсутствия паспорта они будут лишены возможности выехать обратно в Украину либо в третью страну. Несмотря на беспочвенность таких опасений, они служат препятствием к урегулированию правового положения украинских беженцев в РФ. В то же время присутствие этой нормы в законе не оправдано какой-либо существенной необходимостью, поэтому было бы целесообразно выступить с законодательной инициативой об исключении абзаца 5 части 3 из статьи 12 федерального закона «О беженцах».

9. Отсутствие социальных выплат.

Граждане ДНР и ЛНР, получавшие в своих республиках социальные выплаты, после прибытия в РФ лишаются этой поддержки. При  этом временное убежище не дает им права на получение социальной помощи в РФ. В ситуации, когда выплата ЕМТ задерживается, трудоустройство затруднено, возможность получения пенсий и пособий, назначенных в ЛНР и ДНР, отсутствует. Необходимо разработать такой механизм.

Пример.

Т. из Донецка одна воспитывает сына-инвалида. Он страдает тяжелейшим врожденным заболеванием, нуждается в постоянном уходе. В Донецке Т. получала пенсию на ребенка-инвалида и пособие матери-одиночки. В РФ ей предоставлено временное убежище, но никакой социальной помощи она не получает. Почтовое отделение в Донецке отказывается выдавать ее брату положенные ей выплаты по доверенности. Выходом могло бы стать перечисление ее пенсии и пособия на карту Сбербанка, чтобы она могла получать их в РФ.

10. Проблемы с доступом к медицинской помощи.

Несмотря на то, что постановлением правительства РФ №298 от 6 марта 2022 года предусмотрено бесплатное предоставление украинским беженцам первичной медико-санитарной помощи без полиса ОМС, на практике беженцы сталкиваются с проблемами в получении  такой помощи. Причем часто это происходит в Москве, где не действует упрощенный порядок предоставления временного убежища, а значит, беженцы не имели возможности быстро получить полис ОМС. Это отрицательным образом сказывается, в частности, на положении беременных беженок, которых без полиса не прикрепляют для наблюдения по беременности. Необходимо нормативно закрепить право женщин из Украины на наблюдение по беременности, независимо от наличия полиса ОМС.

Пример.

У Я. Из Горловки — первая  беременность. После ранения, полученного в 2015 году, она стала инвалидом 3 группы. В Москве у нее нет близких родственников, поэтому временное убежище и медицинский полис она не получила. Обратилась в женскую консультацию Филиала №2 ГКБ им. Виноградова для наблюдения по беременности, которое в ее случае особенно необходимо, но ей из-за отсутствия полиса отказали. Обращение нашей организации в Департамент здравоохранения Москвы не изменило ситуацию.

11. Где дети, перевезенные в Россию из Украины?

Неясно положение детей без сопровождения родителей, привезенных в Россию, и их помещение в приемные семьи. Необходима информация о том, где находятся дети, доступная их родственникам.

 Поділитися