MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

«Я думаю, они мне хотели отомстить…»

08.10.2009   
Александр Шульга, Елена Тищенко
Как лозовчанин чуть не угодил в трудовое рабство

«Саша, привет, это Гена звонит. Я в Крыму, на заработках. Хочу посоветоваться с тобой… Мои бывшие хозяева забрали у меня паспорт и теперь не отдают. Говорят, надо еще поработать. В милицию идти побаиваюсь, там у них, вроде, все схвачено… Что делать – не знаю…»

Геннадий Жогов – мой земляк и просто знакомый. В 50 с лишним лет – интеллектуал с незаконченным высшим образованием, по ряду обстоятельств вынужденный перепрофилироваться в простого работягу. В поисках заработков успел исколесить Украину. Последнее время - безработный… Телефонный разговор с Геннадием состоялся в начале августа. Спустя полтора месяца мы встретились с ним в его родной Лозовой. Вот какую историю о своих злоключениях он поведал.

«Работать вы будете нелегально...»

«Все началось с газетного объявления, где желающим предлагалась работа в Крыму - повара и разнорабочего, - рассказывает Геннадий. - Поскольку я повар 4-го разряда, у меня есть и корочка, решил – поеду. Созвонился с симферопольским агентством по трудоустройству, которое дало объявление, и отправился. 8 июня был уже в Симферополе…

Устроиться поваром, к сожалению, не получилось. Тамошний работодатель взял документы, посмотрел на меня, сказал, что я больно худощав для этой профессии и отказал. Ладно, думаю, попробую разнорабочим, раз уж здесь. Вернулся в агентство, попросил другую вакансию, заплатил за услуги…»

Новым работодателем оказалась женщина лет 45-50. Она встретила Геннадия на вокзале, представилась Татьяной Витальевной – хозяйкой базы отдыха в одном из курортных поселков на западном побережье Крыма.

«Она мне сразу сказала, что работать я буду нелегально. То есть, без какого-либо оформления, - продолжает Геннадий. – Пообещала бесплатное проживание на берегу моря, трехразовое питание, зарплату - 600 гривень в месяц… Что касается работы… По ее словам, делать мне почти ничего не придется – так, смотреть за состоянием санузлов в номерах, исправностью окон, дверей, замков. Может, где-то что-то надо будет починить…

Рабочий день – с 8.00 до 20.00. И так, если соглашусь, до конца курортного сезона… Понятно, что зарплата маленькая, но, с другой стороны, ехать домой мне было не за что. Все истратил на услуги агентства и билеты. Деньги, хоть какие, мне нужны срочно – надо погашать кредит. И я согласился…» Через полтора часа он уже селился в небольшой сторожке у самого пляжа.

«Паспорт вместе с трудовой и медкнижкой мне пришлось отдать хозяйке, - говорит Геннадий. – Ксерокопия ее не устроила… Наверное, перестраховывалась на всякий случай. Да она у всех забирала документы, кто у нее нелегально работал – никто не возражал. Не было причин что-то подозревать. Она и еще один совладелец базы – Владимир Иванович – показались мне людьми нормальными. Единственное, что насторожило – нам без разрешения запретили выходить за территорию объекта. Такой был режим…»

На базе, кроме Геннадия, жили несколько наемных нелегалов. Человек шесть. Одна женщина из Молдовы. Остальные - из Мелитополя, Луганской области. Свои, крымские, тоже приходили. Работали горничными, нянечками, уборщицами. И тоже за 600-800 гривень в месяц…

От зари до зари и без выходных…

«10 июня я приступил к обязанностям завхоза и работника в одном лице. Вставал каждое утро в 5.30, встречал восход солнца и до завтрака работал. Потом снова работа, обед и так, пока не стемнеет. Иной раз часов 14 выходило. В день нам насчитывали 20 гривень…

Скоро оказалось, что за эти деньги я должен был не только следить за исправностью имущества. Целых две недели мне пришлось заниматься покраской всевозможных перил и оград. Это был трудоемкий процесс, от него многие отказались. А на меня хозяева повесили – видят, что я добросовестный работник, и давай… Потом еще деревья поручили обрезать… Честно скажу, иногда я просто валился от усталости…»

Такого не было, говорит Геннадий, чтобы ему позволяли передохнуть. Выполнил задание, сидишь без дела – вот тебе еще работа. Выходных тоже не давали. Приходилось обслуживать не только имущество базы, но и домовладение самих хозяев – оно стояло рядом. Красил, говорит, однажды их входную дверь в срочном порядке. Сказали: мол, у мамы день рождения, гости приедут, не хотим лицом в грязь упасть.

«На питание их я не жалуюсь – кормили  трижды в день, как и обещали. Полноценно. Правда, иной раз попрекали куском хлеба – дескать, работать не будете, как надо, вычтем с вас за обеды… Более всего меня угнетал тотальный контроль за передвижением. Выходишь в поселок – спрашивай разрешения у Татьяны Витальевны.

Если посчитает нужным – выпустит. А будешь самовольничать – поставят прогул и денег за этот день не заплатят... После покраски у меня с глазами проблемы начались. Хотел выбраться в ближайшую аптеку за каплями, так не разрешили. Сами купили лекарство. Оказалось, совсем не то, которое было мне нужно… После этого я четырежды выходил за территорию. В результате, получил прогул…»

Она мне сказала: «Забудь о паспорте!»

В середине июля Геннадий подхватил простуду. «Я обратился к Татьяне Витальевне, дескать, мне надо в поликлинику. А она: «Если хочешь, можешь полежать, но этот день тебе не зачтется…» Еще могли и обеда лишить… Я продержался так пару недель, а после выбрался к врачу в поселок… Потом решил – надо ехать домой…

Объявил об этом хозяйке, сказал, что работаю до 1 августа и рассчитываюсь. А она: давай, мол, до 3, потому как 2 августа ожидается большой заезд отдыхающих, надо проверить готовность сантехники в номерах и т.п. Уговорила. 2 августа я сделал все, что надо и получил расчет – 740 гривень включая страховку. Была такая. Тут у меня претензий нет – заплатили все!

Но когда я потребовал вернуть мне документы, Татьяна Витальевна заявила, что ничего не отдаст - я, мол, еще не всю работу сделал… На следующий день – та же история… В конце концов, я сказал хозяйке, что уезжаю, а что касается документов, то пусть она их вышлет мне домой. И все…» В тот же вечер Геннадий выехал в соседнее село за 12 км, где нашел работу и угол у одного местного жителя. С ним он договорился заранее. Пока жил на новом месте – вел переговоры с хозяйкой базы отдыха.

«Последний раз я ей звонил 8 августа. Она мне: ты, мол, уехал, так что забудь о паспорте. Наотрез отказалась отдавать. Еще и сказала, чтоб я ее не беспокоил. Тогда я по совету знакомых обратился в «Ла Страду» (правозащитная общественная организация – прим. «ПВ»). И потом все время держал с ними связь… А 20 августа мне позвонили из симферопольской милиции и пригласили зайти. Там я получил свой паспорт и медкнижку…»

Жертвой трудового рабства Геннадий себя не считает, хотя соглашается, что его по полной эксплуатировали. А что паспорт не отдавали – так наверняка, хотели удержать. Работник он добросовестный и толковый – за 600 грн. попробуй другого такого найди. «Я так думаю, что они мне и отомстить хотели за мое нежелание дальше работать, - рассуждает Геннадий. – Может, думали, что на оформление нового документа я потрачу весь свой заработок…»

Геннадий не припомнит ни одного случая из своей трудовой практики, чтобы кто-то из работодателей брал в залог его документы да еще отказывался потом их возвращать. «Я и в Москве работал – так там могли на зарплату «кинуть», но паспорт не забирали, - говорит он и заключает. – Это хороший урок для меня. Теперь, если работать – то только по письменному договору и без паспорта в залог. Документ останется при мне!»

Комментарий:

Правозащитники помогли вернуть документы

Вернуть свои документы Геннадию Жогову помогли представители Международного женского правозащитного центра «Ла Страда – Украина». Лозовчанин связался с ними по телефону горячей линии и рассказал о том, что попал в трудовое рабство.

Мариана Евсюкова, директор юридического департамента Центра «Ла Страда – Украина», и Татьяна Татуревич, менеджер социальной работы, непосредственно занимались организацией помощи Геннадию.

В беседе с корреспондентом «ПВ» М.Евсюква рассказала, что после обращения потерпевшего, правозащитники связались с Департаментом по борьбе с торговлей людьми МВД Украины. Оттуда направили соответствующий запрос в Главное Управление МВД в Автономной Республике Крым. После этого крымские милиционеры  непосредственно занялись этой проблемой.

«Они встретились с потерпевшим и обсудили с ним все обстоятельства дела, - рассказала Мариана Евсюкова. – После этого милиционеры связались с работодателями, которые нарушили права Геннадия. Мне неизвестны все подробности действий со стороны милиции, но, благодаря их усилиям, документы потерпевшему вскоре вернули.

По ряду причин этот случай нельзя однозначно квалифицировать как торговлю людьми. Представители ОВД Крыма объяснили, что полного состава преступления по ст. 149 УКУ здесь нет. В милиции сообщили, что они эту ситуацию квалифицируют по ст. 173 УКУ – грубое нарушение договора о работе. Кстати, кроме помощи в возврате документов, сотрудники милиции помогли Геннадию временно трудоустроиться в Крыму».

Правозащитница отметила, что зачастую торговля людьми ассоциируется с трудоустройством за рубежом. Однако аналогичные ситуации могут случиться и на Родине, как видно на примере Геннадия. В последнее время участились обращения наших граждан, попавших в ситуации, близкие к торговле людьми, непосредственно в Украине. Устраиваясь на работу в чужом регионе, люди сталкиваются с эксплуатацией труда: у них забирают документы, ограничивают свободу передвижения, не выплачивают зарплату и т.д.

Чтобы избежать эксплуатации, Мариана Евсюкова порекомендовала при трудоустройстве всегда оформлять договор. В нем должны быть четко прописаны обязанности, условия труда, зарплата, количество рабочих часов, выходные дни, оплата больничного листа и т.д. Всегда помните, что паспорт – это собственность человека, и он должен находиться при вас. Ни при каких обстоятельствах не отдавайте его работодателям.

Если человек все же попал в подобную ситуацию, то необходимо обратиться с заявлением в милицию. Однако если нет полного доверия к милиции, то параллельно нужно связаться с правозащитными организациями. Они помогут конкретными рекомендациями и будут контролировать соблюдение прав человека в том числе и со стороны милиции.

Телефоны горячей линии Центра «Ла Страда – Украина»:  8 800 500 22 50 (бесплатно со стационарных телефонов) или по номеру 386 (бесплатно с Киевстар и МТС).

 

 Поділитися