Верховный Суд Марий Эл подтвердил решение Генпрокуратуры об экстрадиции Андижанца
31 октября 2008 г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Республики Марий Эл под председательством судьи В.А.Иваниловой отклонила жалобу адвоката Романа Зильбермана на постановление Генеральной прокуратуры РФ о выдаче его подзащитного – беженца из Андижана Абдумуталиба Каримова, – в Республику Узбекистан.
Нельзя не отметить, что рассмотрение жалобы, начавшееся 28 октября, проходило на редкость корректно и с соблюдением всех процессуальных норм. Суд удовлетворил ходатайство защитника о допросе специалиста – руководителя программы помощи беженцам из Центральной Азии Комитета «Гражданское содействие» Е.Рябининой, охарактеризовавшей систематическую практику пыток подследственных и осужденных в Узбекистане, и приобщил к делу подтверждающие это материалы. Также было приобщено к материалам дела обращение УВКБ ООН о недопустимости выдачи Каримова, который соответствует критериям понятия «беженец», установленным Конвенцией ООН 1951 г. «О статусе беженцев», и признан нуждающимся в международной защите.
Адвокат Зильберман в своем выступлении также сделал акцент на том, что и российское, и международное право категорически запрещают принудительное возвращение в страну исхода беженцев и лиц, ищущих убежища.
Сторона защиты обратила особое внимание судебной коллегии на решение Европейского Суда по делу «ивановских узбеков», в котором сделан однозначный вывод о недопустимости экстрадиции в Узбекистан лиц, обвиняемых в причастности к событиям 12-13 мая 2005 г. в Андижане, из-за серьезной угрозы применения к ним пыток. В этом контексте адвокат отметил, что в обвинениях, предъявленных узбекской стороной Каримову, среди его якобы «подельников» фигурируют трое из «ивановских узбеков», в т.ч., Илхомжон Исмоилов – тот самый, по фамилии которого названо их дело в Страсбурге – «Исмоилов и другие против России». В связи с этим, выводы Европейского Суда следует считать в полной мере относящимися к Каримову при решении вопроса о его выдаче в Узбекистан.
С учетом практически безупречного ведения судебного заседания, по меньшей мере, странным выглядит решение суда, подтвердившее постановление Генпрокуратуры об экстрадиции вопреки даже тому, что Каримов находится в процедуре определения статуса беженца на территории РФ: 22 октября его соответствующее ходатайство принято, наконец, к рассмотрению Управлением ФМС России по Республике Марий Эл.
Трудно объяснить это чем-либо иным, чем влиянием соглашений, заключенных Россией в рамках ШОС, которые предписывают фактически безоговорочно выдавать лиц, обвиняемых в терроризме, сепаратизме и экстремизме. По всей видимости, именно эта позиция РФ нашла свое отражение в решении Страсбурга по делу «ивановских узбеков», где сказано, что Суд «не считает убедительным аргумент Правительства, согласно которому у него имеется международно-правовое обязательство сотрудничать в борьбе с терроризмом и оно обязано экстрадировать заявителей, которым предъявлены обвинения в террористической деятельности, независимо от угрозы дурного обращения в запрашивающей стране».
Адвокат Зильберман намерен в установленный законом срок обжаловать решение Верховного суда Республики Марий Эл от 31 октября 2008 г. в кассационном порядке.
Вместе с тем, нельзя не учитывать, что в случае отклонения кассационной жалобы, постановление Генпрокуратуры о выдаче вступит в силу в момент провозглашения соответствующего определения, после чего Каримов может быть отправлен в Узбекистан ближайшим авиарейсом. Поэтому защита намерена обратиться в Страсбург с ходатайством о приостановке его экстрадиции в соответствии с Правилом 39 Регламента Суда.
Таким образом, решение, вынесенное 31 октября 2008 г. Верховным судом Республики Марий Эл, уже стало катализатором для нового дела в Страсбурге, которое на этот раз будет называться «Каримов против России».
Необходимо отметить, что экстрадиционное дело Абдумуталиба Каримова – не единственное дело о выдаче андижанских беженцев, которое в настоящее время рассматривается в России. В частности, 30 октября Московский городской суд отложил на месяц рассмотрение жалобы на постановление о выдаче в Узбекистан Мурода Юлдашева, который, как и Каримов, оказался свидетелем расстрела правительственными войсками митинга на площади Бобура в Андижане 13 мая 2005 г.
Таким образом, Генпрокуратура РФ упорно и последовательно игнорирует обязательства России по международным договорам, устанавливающим абсолютный запрет на пытки, а следовательно – и на выдачу лиц в страны, где существует серьезная угроза их применения.
Напомним, что Абдумуталиб Каримов был задержан в г. Йошкар-Ола 11 июня 2008 г. На родине он проживал в селе Аим в 40 км от Андижана и работал в продуктовом магазине. Утром 13 мая 2005 г. он приехал в Андижан за товаром, услышал, что на площади Бобура идет митинг и ждут приезда его высокопоставленного однофамильца – президента Ислама Каримова. Абдумуталиб направился на площадь. Во время расстрела митинга ему удалось выбраться из толпы и впоследствии бежать из страны, спасаясь от преследований, которым власти страны подвергли множество свидетелей Андижанской бойни.
Елена Рябинина, Комитет «Гражданское содействие»