MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Забота о жертвах войны: лозунги и реальность

25.01.2010   
Елена Жемкова

27 января у вице-премьера А.Д.Жукова должно состояться совещание, на котором, по предложению Минздравсоцразвития РФ, будет рассматриваться вопрос о ликвидации российского Фонда взаимопонимания и примирения.

Деятельность Фонда никогда не была в центре внимания СМИ — и, наверное, зря.

Основой Фонда стали средства, часть которых была выделена правительствами Австрии и Германии, а другая часть предоставлена предприятиями, на которых в годы Великой Отечественной войны работали «восточные рабочие» - люди, принудительно отправленные с оккупированной территории СССР на работу в Германию. (Заметим, что от сотен отечественных промышленных гигантов, созданных трудом узников Гулага, наши бывшие заключенные не получили никакой, даже символической компенсации.)

За 16 лет существования Фонда через него были осуществлены выплаты сотням тысяч стариков - бывшим восточным рабочим, военнопленным и узникам концлагерей и гетто.

Исходные средства сегодня в основном исчерпаны, но Фонд продолжает работу. Он является организатором в России международной программы «Место встречи — Диалог», которая посвящена поддержке общественной и культурной активности пожилых людей – бывших жертв нацизма. Эта программа финансируется германским фондом «Память, ответственность и будущее». Современная Германия считает преодоление последствий национал-социалистического режима одной из важнейших своих задач. С 2005 года Фондом осуществляются выплаты бывшим советским военнопленным — за счет средств германского общества KONTAKTE. Фонд содействует организации поездок бывших узников концлагерей в Германию, производит выплаты бывшим узникам концлагерей и гетто за счет средств общества Максимилиан-Кольбе-Верк (Фрайбург).  К сегодняшнему дню Фонд стал неформальным центром для многих организаций бывших узников, главной инстанцией для решения их проблем.

Казалось бы — кто может быть против продолжения такой работы?

Оказывается, что против — именно то министерство, которое должно было бы всемерно поддерживать работу Фонда. Министр здравоохранения и социального развития России Т.А.Голикова считает, что «цели, для реализации которых Фонд был учрежден Правительством Российской Федерации, достигнуты. Дополнительных денежных средств, выделенных Германией и Австрией для продолжения выплат по данной программе, в распоряжении Фонда не имеется». А дальше в этом же письме госпожа министр пишет: «Учитывая, что Фонд в настоящее время не осуществляет мероприятия в сфере социальной политики и не подведомственен Министерству, представляется целесообразным <...> рассмотреть вопрос о порядке проведения мероприятий по ликвидации Фонда».

Может быть, по меркам министерства, нынешняя деятельность Фонда не является «мероприятиями в сфере социальной политики» - правда, тогда непонятно, что же такими мероприятиями является, и чем занимается само министерство.

Вряд ли дело только в том, что Фонд, действительно «не подведомственен Министерству». Причина, скорее, в другом. За все годы существования Фонда вклад российской стороны в его деятельность ограничился утратой части денег в результате  дефолта  1998 года. Сегодня же встал вопрос об оплате, по крайней мере, аренды помещения для работы Фонда. Кажется, на такие жертвы ради бывших узников нацизма руководство страны (или по крайней мере профильное министерство) не готово.

На разные, подчас совсем пустые,  ура-патриотические затеи, деньги находятся, и немалые. На поддержание работы структуры, реально помогающей жертвам нацизма, - жалеют даже символических средств.

Казалось бы, стоило бы задуматься хотя бы об имидже страны. Тем более, что такие же Фонды, существующие в Белоруссии, Польше, Чехии и на Украине, закрывать никто не собирается. В Министерстве иностранных дел России имиджевый  аспект учитывают и вполне резонно в канун 65-летия Победы предлагают не ликвидировать Фонд, а если есть острая необходимость — преобразовать Фонд в какую-то другую организацию с сохранением сегодняшних функций, которые все равно нужно исполнять. Выясняется,  что в МИДе гораздо больше озабочены продолжением осуществляемых Фондом социальных программ, чем в ведомстве г-жи Голиковой.

Хочется надеяться, что здравый смысл возобладает, что доводы и организаций бывших узников нацизма, и зарубежных партнеров, и Министерства иностранных дел РФ будут услышаны и приняты во внимание. Но, поскольку на протяжении последнего года вопрос о минимальном финансировании работы Фонда так и не был решен, поводов для оптимизма не слишком много.

И вряд ли звучащие постоянно слова о том, что «никто не забыт, и ничто не забыто» утешат стариков, на которых очередной раз собирается сэкономить государство.

 Поділитися