Безопасность на дорогах: про реформы, штрафы, очковтирательство
Долгожданные реформы в системе МВД ограничились сокращением штатов да сменой министра. Система продолжает агонизировать, а ответственные за реформы – «паковаться». О службе никто не думает, главное – гнать нужную «цыфирь» и пиарить власть. О происходящем в системе МВД можно составить представление по ситуации в службе ГАИ.
Если верить статистике Департамента ГАИ МВД, в стране неуклонно снижается аварийность на дорогах, причем – по всем показателям (общее число аварий, число пострадавших, число погибших, пр.) Правда, внимательное изучение статданных и сравнительный анализ с ситуацией годичной давности, заставляет засомневаться в правдивости ГАИ. Судите сами: если по итогам года количество ДТП снизилось на 8, 8% в сравнении с предыдущим годом, то почему-то в декабре – лишь на 1, 2% в сравнении с декабрем 2010-го. А по остальным показателям и того хуже: нынешний декабрь даль тотальный рост в сравнении с данными годовалой давности (см. таб. 2). Чем нынешний декабрь оказался хуже прошлого? Да ничем. Погодные условия – много лучше, ни тебе снежных заносов, ни гололеда, ни тумана, бесплатной раздачи водки водителям также не наблюдалось. Так почему вдруг именно в декабре 2011-го ситуация на дорогах диаметрально изменилась, став хуже, чем в прошлом году, хотя весь год шло неумолимое улучшение показателей? Напрашивается один вывод: весь год ГАИ как могло «улучшало» статистику, а в конце года догадалось, что слишком хорошо – тоже плохо. Ведь по заведенной традиции, следующий год должен быть еще лучше. Вот и подкорректировали годовые показатели ближе к реальности путем ухудшения в декабре. Собственно, иначе и быть не могло. И вот почему.
Если читатели еще не забыли, с приходом команды Януковича к власти, нам было обещаны борьба с коррупцией, а соответственно – полномасштабная реформа системы криминальной юстиции. Увы, она так и не состоялась. Вернее, ограничилась сокращением численности сотрудников органов внутренних дел. Увы, нам не известно, сколько из 19000 сотрудников службы ГАИ осталось на службе, но доподлинно известно, что в результате масштабного сокращения, численность сотрудников ГАИ снизилась в Киеве на 10%, в областях – до 30%. В то же время, численность автотранспорта возросла, но ни качество дорог, ни освещенность проезжей части, пешеходных переходов, ни законодательство, ни иные показатели, влияющие на аварийность, не улучшились. При этом только за минувший год число ДТПв Украине снизилось на 8, 8%! За счет чего, что поменялось, какие изменения вдруг сделали украинских водителей более законопослушными? Ничего не изменилось, кроме статистики.
А ведь памятны еще времена, когда в МВД отключили все «улучшайзеры» статистики, реально взглянули проблеме в глаза. Это произошло в 2007 году. Когда прояснилась истинная картина, пришло понимание, что надо срочно что-то исправлять. В 2008-м удалось добиться изменений к Закону «Про дорожное движение». В частности, резко возросли штрафы за нарушение ПДД. Кривая аварийности уверенно поползла вниз.
В целом, в 2008-м было проведено немало принципиальных изменений: функции техосмотра были забраны у ГАИ и переданы сертифицированным СТО. Был разработан механизм контроля за выплатой наложенных штрафов. Увы, за минувшие три года ничего подобного не происходило, хотя потребность в дальнейшем продвижении реформ дорожного движения не исчезла. Все, что изменилось – это снижение численности сотрудников ГАИ и… статистика аварийности.
В то же время руководство ГАИ настойчиво требует очередного повышения штрафов нарушителям отдельных норм ПДД. В частности, за несанкционированное использование спецсигналов и за пьянство за рулем. Но дальнейшим повышением штрафов проблему не решить. Санкции за пьянство водителей и без того более чем высокие. Однако, известно, что получение «отступных» с пьяных водителей – весьма распространенное явление, и оно составляет одну из весомых статей пополнения негласных бюджетов сотрудников ГАИ и их начальства. Достаточно сказать, что в Киеве, например, 80% протоколов за вождение автомобилем в нетрезвом виде содержат отметку об отказе в прохождении медосвидетельствования. А это говорит о том, что официальную статистику ГАИ формируют лишь те водители, которые принципиально отказываются «договариваться».
А что даст увеличение штрафов за нелегальные «мигалки-сирены»? Да ничего! Ведь это – элемент престижа, а за «понты» наша быдло-элита заплатит любые штрафы и взятки.
Не ясно: почему именно эти категории нарушителей так беспокоят руководство Департамента ГАИ МВД? Если милицию действительно беспокоит уровень аварийности на дорогах (см. табл. 4), и она решилась снизить ее исключительно карательными методами, тогда следовало бы увеличивать санкции за нарушение правил маневрирования (причина 25% аварийных случаев), превышение допустимой скорости (26%). Но ГАИ настойчиво добивается повышения штрафов за вождение в нетрезвом виде, уверяя, что половина всех ДТП совершают пьяные водители. Но это откровенная ложь: лишь 5% аварий происходят из-за пьянки.
Следуя логике МВД, можно за все без исключения правонарушения назначить самые суровые наказания, но преступность от этого не исчезнет. К тому же в нашей небогатой стране и без того установлены весьма ощутимые наказания за нарушение ПДД. Существует иная проблема, которой МВД не уделяет должного внимания: неотвратимость наказания. Как известно, сполна отвечают по закону преимущественно «маленькие» украинские водители. Хозяева дорог на Бентли и Мерседесах безнаказанно творят что хотят. В законодательстве сегодня заложены весьма действенные меры для того, чтобы уровнять всех водителей. В частности, поправки к Закону от 2008 года ввели в правовое поле данные камер фиксации правонарушений, данные которых уже могут рассматриваться судами. Но за три с лишним года ни одной камеры так и не появилось. Почему?
ГАИ ссылается на бедность, отсутствие средств на приобретение камер и их установку. Однако, существует апробированная во многих странах методика приобретения и установки таких камер. Показателен опыт Женевы. Там начинали с малого: одной камеры и двадцати боксов-пустышек. Технологии и оборудование закупали в Великобритании. Камера-фиксатор переставлялась из одного бокса в другой. Водитель не может угадать, где находится камера. Тем временем, она беспристрастно фиксирует нарушения, снимки поступают в суд, тот выписывает штрафы, которые аккумулируются на специальном счете. На эти деньги приобретаются новые камеры. Женеве хватило восьми месяцев для оснащения всех дорог. Проект оказался самоокупаемым. Таким образом, без нагрузки на бюджет, за счет дорожных нарушителей украинские дороги за несколько лет могут быть оборудованы камерами, от которых не откупишься взяткой. Возможно, именно это обстоятельство сдерживает реформаторский пыл руководства Департамента ГАИ?.. А ведь именно техника могла бы компенсировать сокращение числа сотрудников ГАИ, содействовала снижению уровня аварийности.
Также повышению эффективности работы призван служить кадровый отбор. Но в МВД сегодня руководствуются не критериями профессионализма, а принципами землячества. По всей стране, и в органах ГАИ в том числе, на руководящие посты повсеместно назначают выходцев из Донецкого региона. Неужели в этом есть насущная необходимость? Как объяснить неодиночные факты, когда, например, начальником районного ГАИ в Черниговской области назначают выходца из Луганщины? Неужели не отыскать достойных кадров из местных?
А на что тратит усилие родное ГАИ? Любому водителю бросаются в глаза инспекторы, нещадно проверяющие грузовики. Зачем? Каким образом влияет проверка путевых листов перевозчиков на уровень аварийности? И почему за деньги налогоплательщиков инспекторы шарятся по фурам, что-то вынюхивают, сличают? В то же время, случись ДТП, прибытие инспектора ГАИ приходится ждать часами: все заняты на проверке фур. А ведь было время, когда инспекторам строго запрещалось останавливать грузовики при отсутствии явных нарушений ПДД. Массово останавливать грузовые авто позволялось лишь в ходе проведения акций совместно с другими службами милиции.
В целом, сегодня происходит циничная имитация реформ. Под политическую трескотню ГАИ скатилось в омут профанаций и подтасовок статистики, продолжается дальнейшее коррумпирование службы.
А тем временем Украина в преддверии ЕВРО–2012 так и не озаботилась научной организацией дорожного движения – пусть не в масштабах страны, но хотя бы в городах-участниках чемпионата, или хотя бы в столице. Хаотическое движение, хаотические парковки… Ведомственный институт фактически растерял профессиональные кадры и занимается сегодня почетным делом изготовления госзнаков под заказ…
А тем временем, даже не у самого цивилизованного соседа – России с 2005 года действует целевая программа по организации дорожного движения. Для ее реализации создана рабочая группа из 370 человек! Программу лично патронируют Президент, премьер, министр внутренних дел, она пропагандируется в регионах и за этапы ее реализации строго спрашивают с руководителей. Финансирование проводится из центрального и местных бюджетов. Ибо в России понимают: безопасность движения – недешевое, но необходимое мероприятие. В Украине этого не понимают: нет ни программ, ни финансирования, ни результатов. Поэтому не стоит верить лживой статистике: верьте своим глазам и приметам изменений, призванных улучшить ситуацию на дорогах. Пока такие изменения не заметны.