Александр Ройтбурд: Когда идет война добра со злом, я на стороне добра
Нет у меня никаких еврейских ощущений от Майдана. Я, конечно, чувствую себя на Майдане евреем. Но я себя чувствую евреем и на гавайском пляже, и на Красной площади, и в музее «Метрополитен», и на «Привозе» в Одессе. Никакой прибавочной угрозы из-за своего еврей-ства я на Майдане не ощущаю. Некоторые профессиональные евреи сегодня пытаются развернуть в мировых СМИ кампанию об антисемитизме на Майдане. Моя экспертная оценка: антисемитизма на Майдане нет. Антисемиты там, конечно же, есть, но они есть не только на Майдане. Они есть везде – и на гавайском пляже, и на Красной площади, и в музее «Метрополитен», и на «Привозе» в Одессе. Самые страшные страхи по поводу антисемитского Майдана сковывают души бывших русских евреев из Бруклина, которые черпают сведения о тотальном антисемитизме украинцев со страниц фейсбука преданного симпатика русской имперской идеи и ненавистника страшной Америки, проживающего в городе Мурманске. Это весь фактаж. А в реальной двухмесячной истории Майдана, где постоянно находятся тысячи людей, мне ни разу не пришлось столкнуться с антисемитизмом, а из СМИ и с чужих слов я знаю о четырех инцидентах. Причем, я специально попросил всех знакомых сообщить мне о такого рода фактах.
1. Выступление сумасшедшей поэтессы-антисемитки, забыл фамилию. Она появилась на трибуне в самом начале, когда был СВОБОДНЫЙ МИКРОФОН, и с тех пор ее к трибуне никто близко не подпускал. Зато с этой трибуны выступали многочисленные евреи – и Зисельс, и Портников, и другие, даже я. И «Пушкин клейзмер бэнд» выступал со своей программой и срывал аплодисменты «антисемитского» Майдана.
2. Вертеп с «жидом». Это традиционный персонаж западноукраинского рождественского представления. некоторые украинцы, например, ректор Львовского католического университета о. Борис Гудзяк, призывают от этого образа отказаться. но народ не хочет. Я в этом ничего страшного не вижу. Положа руку на сердце, всегда ли положителен образ гоя в еврейском фольклоре? Но мы же можем отделять наши фольклорные традиции от сегодняшней толерантности? Почему бы не признать то же право за украинцами?
3. Инцидент в захваченной мэрии, когда «Свободовцу» не понравилась кипа телеоператора. Возникла словесная перепалка, драку предотвратили, а перед оператором извинился один из высокопоставленных руководителей «Свободы».
4. Кто-то на лбу листовки с фейсом Азарова написал «еврей». Надпись тут же замазали.
И это все!!! За вот уже девять недель – все!!! Какие еще вопросы? К кому? К миллиону людей на Майдане, к не очень любимой мной «Свободе», к не до конца пока понятному «Правому сектору»? К кому?
Ну, и факты нападений на евреев возле подольской синагоги. Я живу в двухстах метрах от нее и никаких майдановцев в окрестностях не видел. У «страшных бандеровцев» достаточно дел кроме охоты на ешиботников – «Беркут» стреляет в них, поливает на морозе из водометов, избивает пластиковыми дубинками. Неужели кому-то из них придет в голову ехать на другой конец города чтобы избивать еврея, когда их полно на самом Майдане? Хотя бы я, например. У меня гораздо более характерная еврейская внешность, чем у недавно прошедшего гиюр реб Дов-Бера, пострадавшего от неизвестных погромщиков.
Зато есть сотни и тысячи свидетельств евреев, стоящих на Майдане, о царящей там атмосфере единения и братства. Я, конечно, боюсь сорваться на тональность писем советских евреев в ЦК КПСС с осуждением израи-льской военщины, но почему люди, как бы выражающие наши еврейские интересы, не поинтересовались нашим еврейским мнением?
Я верю, что все вопросы межнациональных отношений мы выясним после победы, устраним недомолвки и взаимные обиды. Хотя, наверное, и тогда останутся антисемиты, но как же без них… но сегодня вопрос украинско-еврейских отношений на Майдане не стоит, и кто его на ровном месте пытается поднять, тот либо дурак, либо провокатор.
А вот антисемитизм в «Беркуте» меня волнует гораздо больше. Потому что государство, не способное предложить своему народу привлекательный проект, традиционно компенсирует его отсутствие охранительной идеологией. Таковая непременно предполагает образ врага. Какой образ врага на протяжении веков доказал свою эффективность? Правильно.
Лично для меня в этом противостоянии выбор однозначен. Когда идет война добра со злом, я на стороне добра. Этого требует от меня моя еврейская этика. Кстати, именно поэтому большинство украинских евреев сегодня на той же стороне, и никакие пропагандистские спецоперации этой картинки не изменят.
05.02.2014
https://facebook.com/aleksandr.roytburd/posts/10152197283161894