Проверим, чего стоит НАТО
В начале прошедшей недели одна из ведущих газет Польши «Rzeczpospolita» писала, что Европу вскоре разделит новый железный занавес. По одну, «правильную», его сторону окажется Польша, по другую – соответственно, неправильную, Украина.
В пятницу, 04.04.2014 Яцек Нижинкевич поговорил об этом и многом другом с экс-президентом Польши, лауреатом Нобелевской премии Мира Лехом Валенсой.
Лех Валенса: Не может быть свободной, безопасной Польши без свободной Украины. Политиков, в основном американских, ошибки ничему не учат, и они совершают их заново. Первую ошибку Запада Польша оплатила 50 годами коммунизма. И теперь Западная Европа и США совершают ту же самую ошибку в ситуации с Украиной. Если бы в Польше были размещены элементы ПРО, ситуация была бы совершенно иной. Надо говорить открыто об ошибках Барака Обамы. Соединенным Штатам не удалось организовать мир, и мы по-прежнему проигрываем. Что ж, такие в Америке политики, уж какие есть. Мне они не нравятся.
Глобальной, мировой солидарности не получилось. Мы не можем смириться с новым железным занавесом. Не можем отдать Украину Путину; не можем допустить раздел Украины. Но и войну допустить мы тоже не можем. Страны Запада должны вместе, солидарно противостоять Путину. Мы должны организоваться и действовать сообща тут, в Европе. Рассчитывать на США нельзя, потому что мы опять будем проигрывать.
Скоро Украина изберет президента…
Юлия Тимошенко не должна стартовать, у нее нет шансов стать президентом. Украине сегодня недостает лидера, который был бы символом перемен, и на которого можно было бы опереться в строительстве нового порядка. Хаос на Украине может привести к тому, что о Майдане будут говорить как о провокации Путина.
А может, Украина должна как можно быстрее вступить в НАТО?
Если НАТО отдает Украину Путину, то что это за НАТО? Вот давайте и проверим, чего это НАТО стоит. Может оказаться, что когда все хорошо, то все хорошо, а когда плохо, то в решительный момент конфликта мы можем остаться одни. Если бригады войск НАТО должны быть размещены в Польше, то давайте подпишем с ними договор, что они не убегут, если будет небезопасно.
Мир, кажется, смирился с российской аннексией Крыма
Я жду, когда мир ответит Путину по-мужски. Но пока все что-то там крутят.
А что бы Вы посоветовали?
Мы должны создать всемирную «Солидарность». Только более современную. Мы должны тихо, tet-a-tet, спросить каждую страну: что ты, если так, честно, можешь сделать для Украины? Тогда мы бы знали, на что можем рассчитывать, как можем бороться, кто с нами.
Мир должен согласиться с разделом Украины?
Ни в коем случае. Мир должен найти в себе силы и совместными усилиями заставить Путина вести себя, как положено в ХХI веке.
Начались санкции. Россия может быть исключена из G8, заблокированы заграничные счета российских олигархов. Но, похоже, что Путина все это не волнует.
Значит, этого мало. Надо посмотреть, что там с российским газом и с товарооборотом. Насколько мы можем позволить себе исключить Россию из хозяйственных систем. Нужно создать Комиссию Солидарности, которая примет обязательства от каждой страны мира и будет следить, чтобы эти обязательства исполнялись.
Все государства должны солидарно отказаться от импорта газа из России?
Это беспроигрышный вариант
Только пока выигрывает Путин. На Майдане сто убитых, а Украина потеряла часть территории.
Трудно выиграть, когда ты приходишь играть в шахматы, а там боксерский ринг; ты обдумываешь шахматный ход, а твой партнер боксирует. Но мир не может позволить, чтобы Путину все сошло с рук. Потому что это плохо для нас всех бы кончилось.
Но как остановить Путина?
Создать комиссию, о которой я уже говорил. А кроме того такие люди, как Путин, должны предстать в качестве подсудимых перед Гаагским Трибуналом, или иным международным судом. Нельзя нарушать правил, договоров, создавать угрозу для народов. Надо сделать так, чтобы каждый знал наперед: он будет судим.
Вам не кажется, что эгоистичная Уния не сдала экзамен в решительный час?
Поэтом и надо организовать международную комиссию по разработке мер, применяемых против России. США не сумели возглавить совместных действий мира, хоть и должны были.
А Вы не боитесь вооруженного конфликта?
Конфликт реален, поскольку мы имеем дело с сумасшедшими. Но это будет всем настолько дорого стоить, что все быстро придут в себя и дадут задний ход. Однако шишек можем набить много. Путин вспомнил, что он из КГБ, а там жестко играют.
Что Вы думаете о возвращении к всеобщей воинской обязанности в связи с ситуацией в Украине?
Я за. Я считаю ошибкой ее отмену. Только все должно делаться умнее, а время службы должно быть короче.
Не должны ли мы больше тратить на вооружение?
Должны. Но мы к этому не готовы.
Как Вы оцениваете ангажированность Польши в украинских проблемах?
Я хотел бы, чтобы Польша занялась организацией дел, о который я говорил.
Из Радослава Сикорского получится европейский лидер?
Он старается, но в борьбе за Украину было сделано много ошибок. Сикорский способный, умный человек, он быстро учится, у него есть воображение. Ему не хватает только опыта. У него есть шанс в будущем стать президентом. Если, конечно, он не испортится.
Вы совершили бы помазание Сикорского на президентство?
Это абсолютно не исключено.
У Дональда Туска есть шанс поправить свой рейтинг на украинском конфликте?
Не только. Туск вообще неплохой политик. Правда, он начинает делать ошибки, что мне не нравится, начинает терять здравый смысл.
4 июня в Польшу приезжает Барак Обама. Чего нам ждать от президента США в вопросах Украины и гарантии безопасности Польши?
Мы должны сказать Обаме, что это он создал ситуацию, в которой мы все находимся. Ведь если бы он не отказался от размещения в Польше элементов ПРО, то сейчас все было бы совершенно иначе. Президент США совершил ошибку и он должен как можно скорее ее исправить. Только противоракетный щит может быть гарантией относительной безопасности
Вы будете отмечать годовщину “Солидарности» 4 июня?
Нет, потому что это не было победой.
Должна ли «Солидарность» атаковать кандидатов (Гражданской платформы) на европейских выборах?
Я теперь буду стараться всех собрать под крыло «Солидарности»; у них (у Гражданской платформы) проблемы, и я хотел бы им помочь. Но при этом мое отношение к реформам и к Польше остается неизменным. Я не стану ни демагогом, ни популистом.
Вы поддерживаете Петра Дуду в его отношении к проблемам, которые испытывают матери детей инвалидов?
И я, будучи президентом, и все, кто был после меня, не сделали многого для этих людей. Эта проблема возникла не сегодня, она разрасталась снежным комом. И тем не менее использование их в политической борьбе считаю неприемлемым.
Премьер должен встретиться с матерями в Сейме?
Да. И он должен спросить их: скажите, у кого я должен забрать (чтобы дать вам)? Я брошусь, как лев, и заберу у них, потому что вы действительно имеете право требовать. Только найдите, у кого я должен забрать, потому что больше мне взять неоткуда.
Польские общественные финансы, как короткое одеяло, - накроешь голову, ноги открыты, и наоборот.
Что вы думаете о партийных списках в Европейский Парламент?
Спортсмены в Европейский Парламент?! Это не укладывается в голове. А какой у них политический опыт? Каковы их знания?
Меня не привлекают ни выборы, ни политика. Я думаю: за что я боролся? 20 лет назад я говорил, что эпоха, к которой мы приближаемся, потребует более четкой организации. Граждане должны знать, в каком месте политикума находится данный политик. Каждый, кто хочет быть политиком, должен иметь чип, и в этом чипе все должно быть записано – сколько он имеет (в смысле его финансового состояния), с кем спит; чтобы я знал, кто это. Пройдут выборы, и если он меня обманет один раз, в течение 50 лет ни он, ни вся его семья не будут иметь возможности нигде выставлять свою кандидатуру.
Это возможно – остановить глупость, научиться по-умному проводить выборы, только нужно исправить организацию. Действуя в этом, старом стиле, мы далеко не уедем. Я за крупные партии, но я против спортсменов и поп-звезд, так же как и тех, кто ни бе ни ме по-английски.
А какие шансы у Закона и Справедливости в выборах в Европейский Парламент?
Если они выиграют, это будет означать, что они проиграли. Потому что они не в состоянии выполнить своих обещаний, а стало быть, они восстановят против себя всех, и это будет их окончательное поражение.
Источник: http://rp.pl/artykul/10, 1099260-Sprawdzmy--ile-jest-warte-NATO---rozmowa-z-Lechem-Walesa.html?p=2
Перевод с польського Светланы Филоновой