День памяти жертв политических репрессий в 2014 году
В Москве 30 октября – сразу несколько мероприятий, приуроченных ко Дню памяти жертв политических репрессий. С утра на Бутовском полигоне НКВД, где в годы «Большого террора» были расстреляны более 20 тысяч человек, проходит акция «Голос памяти». В ходе мероприятия собравшиеся зачитывают списки погибших из Бутовской книги памяти.
Большинство из тех, кто был расстрелян на Бутовском полигоне, жители Москвы и Подмосковья (но также, например, жители Рязанской области, которая до сентября 1937–го была включена в Московскую в качестве округа – прим. редакции HRO.org).
Накануне же на Лубянской площади у Соловецкого камня уже в восьмой раз состоялась традиционная акция «Возв-ращение имен», организованная историко–просветительским и правозащитным обществом «Мемориал». Во время акции люди с 10 утра до 10 вечера зачитывали имена расстрелянных в годы советского террора в Москве.
Вечером 30 октября в Сахаровском центре открывается выставка под названием «Большой террор». Это проект польского фотографа Томаша Кизны, который представляет собой подборку архивных фотографий жертв сталинского террора 1937–1938 годов, фотографий с мест их захоронений и интервью с родственниками погибших. Подробнее о проекте в интервью Радио Свобода рассказал куратор московской выставки Александр Сорин:
– В Польше была издана большая книга и организована выставка, которая путешествует по странам. Она много где уже была показана, а в Москву приезжает в первый раз. Что характерно, книга, посвященная большому террору 1937–38 годов, издана на польском языке, на русском ее нет. И все поиски средств на то, чтобы книжку издать, пока ничем не закончились. А книга совершенно сумасшедшая! Понятно, что тема болезненная, но книжка сделана очень здорово, это огромная работа. Основной состав и книги, и выставки – это архивные фотографии.
Органы НКВД все аккуратно документировали, перед расстрелами фотографировали людей. Многие из этих людей на следующий день были просто расстреляны, фотографии были сделаны накануне, и это самое сильное впечатление. Кроме этого, Томаш уже ездил по стране и снимал места массовых захоронений. У нас, за редким исключением, эти места не отмечены, ничем не обозначены, иногда это участок леса, иногда пустырь, иногда что–нибудь еще. Он также делал интервью с детьми и внуками, родственниками расстрелянных. Это примерно то, из чего состоит проект.
– Как все это будет представлено в Сахаровском центре?
– Выставка устроена довольно сложно, это не только фотографии из архивов, фотографии расстрелянных и короткие справки о том, как их зовут, кто они по профессии, все, что вносили в анкету. Это также будет проекция на экран, будет несколько компьютеров, где можно будет посмотреть и послушать интервью с родственниками.
Сделано все здорово, и производит впечатление. Уйти оттуда быстро будет нельзя. Обычно человек приходит на выставку, проходит вдоль стен или стендов, где висят фотографии, все это у него занимает в среднем 10–15 минут, и дальше он уходит. Здесь, если это цепляет, то для того, чтобы прочитать, послушать и посмотреть весь материал, который там будет, времени зрителям придется потратить изрядно.
Очень хотелось бы, чтобы эта выставка имела последствия, хотелось бы где–нибудь найти деньги на издание книги на русском языке, это было бы очень здорово, – говорил Александр Сорин, куратор открывающейся в Сахаровском центре выставки «Большой террор».
Копии фотографий, предоставленные московским «Мемориалом», опубликованы в книге Томаша Кизны и Доминика Руанета «Большой террор в СССР, 1937–1938» (Les Editions Noir sur Blanc, Lausanne 2013).
В этот же день, 30 октября, в Рязани гражданские активисты проводят благотворительный аукцион в поддержку фигурантов «Болотного дела». Многие из осужденных по этому делу вошли в список политзаключенных современной России, опубликованный правозащитным центром «Мемориал». Трое из них – Артем Савелов, Андрей Барабанов и Алексей Полихович отбывают наказания в колонии в Рязанской области. Средства, собранные на аукционе, будут переданы родственникам этих заключенных.
Организатор благотворительного аукциона, рязанский журналист Сергей Ежов в интервью Радио Свобода подробнее рассказал о целях аукциона:
– В свое время я тоже считался политзаключенным по делу Минздрава. И я понимаю, как важна людям, находящимся в заключении, поддержка. Так получилось, что в Рязанскую область, где мы имеем честь проживать, были этапированы трое узников Болотной. В такой ситуации как–то не помочь им было бы неправильно.
Тем более я и мои коллеги не склонны делить политзаключенных на какие–то сорта. 30 октября по большей части вспоминают жертв прошлых лет и как–то очень мало говорят о сегодняшних. Поэтому мы решили приурочить именно к 30 октября, договорились с местным кафе и начали искать лоты для мероприятия.
– Что удалось найти?
– Лоты по большей части даже не материальные. Это, например, индивидуальные экскурсии известных рязанских историков, которые согласились нам помочь. Обычно они водят свои экскурсии либо по договоренностям с группами, либо еще как–то, а вот здесь будет индивидуальное мероприятие.
Или, например, «гончарное свидание». Это такие лоты, которые бы хотелось приобрести человеку вовсе и не политизированному, уникальные футболки и так далее. Выбирая лоты, мы исходили из принципа: мы будем предлагать участникам аукциона то, что мы сами бы себе хотели. Это будет, мне кажется, очень неплохо смотреться,при этом все собранные средства будут использованы на благое дело, мы передадим их родственникам узников Болотной. Скорее всего, через Владимира Акименкова, также бывшего узника этого дела, который будет присутствовать на аукционе.
– Насколько в городе вас поддерживают? Есть ли какое–то внимание к этому аукциону?
– Безусловно, это мероприятие рассчитано не на «широкие массы». Есть несколько десятков человек в городе, неравнодушных, которые, как мы рассчитываем, придут и активно поучаствуют в мероприятии. Может, они это сделают даже с большим удовольствием, чем, если бы мы просто опубликовали номер счета и попросили внести пожертвования, в такой форме это будет более интересно.
– Насколько гладко для вас шел процесс организации? Сталкивались ли вы с трудностями в связи с резонансностью «Болотного дела»?
– Пока не сталкивались. И я не вижу причин для этого, это же будет не политическое мероприятие, никаких лозунгов мы выдвигать не будем, и речь не идет о заяв-лениях об освобождении... Мы понимаем, конечно, что это от рязанских колоний нисколько не зависит. Поэтому то, что мы можем сделать здесь, на рязанской земле, чтобы помочь этим людям, – помочь своим вниманием к ним, – заключает Сергей Ежов.
Отец заключенного Артема Савелова – Виктор приветствует подобные мероприятия и подчеркивает, что сыну осталось сидеть всего два месяца. 20 октября он виделся с Артемом в Рязанской колонии:
– Чувствует он себя нормально, – рассказывает Виктор Савелов. – Как отец я вижу, что он в совершенно нормальном состоянии, ждет, когда его выпустят. Ему осталось сидеть 2–2,5 месяца. Неизвестно, войдут ли в его срок новогодние праздники. Может быть, выпустят и перед праздниками, а может, и нет. Я ему периодически посылаю средства: на телефон и на остальное – чтобы в ларьке что–то покупал. 20 килограмм продуктов я ему передал. У него есть тушенка, я ему передал мясо, колбасу в вакуумной упаковке. Я понимаю: когда одно и то же ешь, всегда хочется чего–то другого. А так, у него все нормально. Конечно, тюрьма есть тюрьма, он великолепно понимает, в чем дело. Самая главная наша задача – быть бодрыми. А когда человек бодр, он выдержит все, – говорил Виктор Савелов.
Двое других фигурантов «Болотного дела», отбывающих наказание в Рязанской колонии, на свободу должны будут выйти примерно через год.
В Петербурге акция поминовения расстрелянных и погибших в ГУЛАГе прошла на Троицкой площади у Соловецкого камня.
– Мы уже показали 22 октября премьеру нашего документального видеопроекта «Люди и судьбы» – интервью с репрессированными или их детьми, – говорит сотрудница Научно–информационного центра «Мемориал» Татьяна Косинова.
– 31 октября мы представляем наш новый проект «Карта памяти», который касается более 300 некрополей ГУЛАГа. 1 ноября попытаемся провести экскурсию на Левашовском мемориальном кладбище. Добираться туда люди будут самостоятельно, а уже там их будут ждать наши молодые экскурсоводы, которые готовы провести их по кладбищу и рассказать то, что они о нем знают.
– Очень тяжелая церемония, тяжело читать эти имена, – говорит участница акции Ирина Вербловская, – особенно теперь, в нынешней обстановке, когда все так тревожно, и когда страна явно катится назад. Но тем более читать нужно.
Всего для поминального чтения было подготовлено три списка, – говорит руководитель Центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, ответственный редактор и составитель «Ленинградского мартиролога» Анатолий Разумов:
– Мы начинаем чтение списком расстрелянных во время Красного террора, это 520 имен, возможно, многие из них сходятся и менами людей, чьи останки в последние два года найдены у стены Петропавловской крепости. Второй список – расстрелянных по Таганцевскому делу, это 1921 год, и мы этот список будем читать впервые.
И во время чтения мы будем говорить об одной из основных проблем – о ненайденных могилах. У нас во время исследований захоронений Петропавловской крепости идентифицирован генерал–майор Рыков, а еще благодаря семейному преданию мы знаем, что священник Алексей Чурковский 27 декабря 1937 года был привезен расстрелянным на кладбище памяти жертв 9 января – туда, где он служил. А вообще расстрелянные от красного до большого террора – где они похоронены, это вопрос вопросов. По Таганцевскому делу не найдены даже массовые могилы. Мы может только предполагать, что, как и рассказывала Ахматова, это место находится где–то около усадьбы Приютино, но поисковики пока ничего там не нашли.
Третий список включает около 4 тысяч человек, расстрелянных всего за один месяц – октябрь 1937 года. Организаторы поминальных чтений широко разослали свой пресс–релиз, послали и персональные приглашения, по словам Анатолия Разумова, среди согласившихся принять участие в акции – режиссер Александр Сокуров, тележурналистка Белла Куркова, актер Олег Басилашвили.
– Я занимаюсь подготовкой всех этих списков, томов «Книги памяти» и сайтом «Возвращенные имена» каждый день без выходных в стенах Российской национальной библиотеки. Сайт при библиотеке работает уже 11 лет. Я считаю себя совершенно счастливым человеком. Потому что и на сайт, и в центр «Возвращенные имена» приходят беспрерывно те, кому важно найти своих близких, пропавших во время войны, во время блокады или во время репрессий. Мы сразу поняли, что люди будут к нам за всем стучаться.
Мы помогаем, чем можем, в основном, советами, потому что основные права обращаться за информацией в архивы – все–таки у родственников. Но имеющейся у нас информацией мы помогаем, направляем в архивы, и все это работает замечательно. С первых лет работы нашего сайта по посещаемости он составляет 11% всей сайтов Публичной библиотеки. Это несколько миллионов посещений за год, причем динамика растет.
Ко мне каждую неделю обращаются люди, они хотят что–то узнать о своих родных, пропавших в войну или погибших во время репрессий, перед нами такая бездна для работы памяти, – говорит руководитель Центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке, ответственный редактор и составитель «Ленинградского мартиролога» Анатолий Разумов.
Впервые День политзаключенного в СССР был отмечен 30 октября 1974 года по инициативе физика, диссидента, политического заключенного Кронида Любарского. С 1991 года этот день стал официальным Днем памяти жертв политических репрессий. В этом году памятные мероприятия проходят в десятках городов России.