Сериков против Украины: изложение обстоятельств дела и вопросы
ПЯТАЯ СЕКЦИЯ
Заявление № 42164/09
Сергей Сергеевич СЕРИКОВ
против Украины
подано 29 июля 2009 года
ИЗЛОЖЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ДЕЛА
ФАКТЫ
Заявитель, г-н Сергей Сергеевич Сериков, является гражданином Украины. Он родился в 1991 году и проживает в Харькове. В Суде заявителя представлял г-н А.А. Кристенко, адвокат, практикующий в Харькове.
Обстоятельства дела, представленные заявителем, могут быть изложены следующим образом.
A. Жестокое обращение с заявителем
16 мая 2008 года, примерно в 18:30, двое вооруженных сотрудников милиции арестовали заявителя, в то время несовершеннолетнего. Друзья заявителя сообщили матери заявителя о его аресте. Около 22:00 семья заявителя узнала, что он находится в Харьковском областном отделе милиции.
Прибыв в отдел милиции, мать заявителя обнаружила у него синяки на лице, распухший подбородок и следы наручников на запястьях. Заявитель сообщил ей, что сотрудники милиции били его руками и ногами по лицу и телу, подвергали его сексуальному насилию и использовали «палестинское подвешивание».
Мать заявителя заставила сотрудников милиции вызвать скорую помощь. При осмотре заявителя врачами прибывшей бригады скорой помощи присутствовал начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. После осмотра, начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков побеседовал с врачом, и последний указал в медицинской справке, что заявитель ни на что не жаловался, и у него не было выявлено никаких проблем со здоровьем (практически здоров).
B. Расследование утверждений о жестоком обращении
17 мая 2008 года заявитель подал уголовную жалобу против сотрудников Харьковского областного отдела милиции. Кроме того, мать заявителя подала аналогичную жалобу в прокуратуру.
В тот же день заявитель был осмотрен судебно-медицинским экспертом.
В тот же день заявитель почувствовал себя плохо и был госпитализирован. В больнице у него диагностировали сотрясение мозга, а также травмы головы и грудной клетки.
26 мая 2008 года следователь Московского районного отдела милиции Харькова возбудил уголовное дело в отношении заявителя за хранение наркотиков.
6 июня 2008 года Харьковская областная прокуратура (далее – ХОП) отказала в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции по причине отсутствия в их действиях состава преступления. Это решение было обжаловано матерью заявителя.
12 августа 2008 года Червонозаводский районный суд Харькова отменил решение ХОП от 6 июня 2008 года и направил дело на доследование. ХОП обжаловала это решение.
12 января 2009 года Харьковский областной апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции.
19 января 2009 года Московский районный суд Харькова рассмотрел уголовное дело в отношении заявителя и направил дело в прокуратуру для расследования утверждений о применении к заявителю незаконных следственных методов.
16 февраля 2009 года Московская районная прокуратура (далее – МРП) отказала в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции. Мать заявителя обжаловала это решение в Московский районный суд.
30 марта 2009 года Московский районный суд Харькова отменил решение от 16 февраля 2009 года и направил дело на доследование.
22 октября 2009 года МРП отказала в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников милиции.
27 ноября 2009 года Московский районный суд Харькова отменил решение от 22 октября 2009 года и направил дело на доследование. 28 декабря 2009 года Харьковский областной апелляционный суд оставил в силе решение суда первой инстанции.
Расследование утверждений заявителя о жестоком обращении еще не завершено.
ЖАЛОБЫ
Заявитель жаловался, в соответствии со статьей 3 Конвенции, что сотрудники милиции применяли к нему пытки. Он также жаловался, в соответствии со статьями 3 и 13 Конвенции, что его жалобы на пытки не были расследованы должным образом.
ВОПРОСЫ К СТОРОНАМ
1. Подвергся ли заявитель пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению в нарушение статьи 3 Конвенции?
2. Принимая во внимание процессуальную защиту от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения (см. пункт 131 Labita v. Italy [GC], no. 26772/95, ECHR 2000-IV), составило ли расследование на национальном уровне в настоящем деле нарушение статьи 3 Конвенции?
Перевод Харьковской правозащитной группы