УКРАИНСКАЯ КОНСТИТУЦИЯ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ
Предлагаем вашему вниманию доклад, представленный на международном форуме «Конституционное правосудие в пост-коммунистических странах». Форум проводился Центром консти-туционных исследований в Риге 11-12 ноября. На нем рассмат-ривались вопросы, затрагивающие проблемы институциональ-ного строительства в восточноевропейских странах и способ-ствующие процессу расширения связей между этими странами, установлению рабочих отношений и обмену опытом, накоп-ленным за прошедшее десятилетие. Основной акцент был сделан на предоставлении актуальной и разносторонней информации об успехах и неудачах на пути развития конституционализма в странах бывшего коммунистического блока.
Мой доклад представлен под названием, которое может вызвать неоправданные ожидания аудитории. Поэтому оговорюсь, что в сообщении затрагиваются лишь аспекты философии конституции, причем с явным осознанием трудностей в определении понятия «сов-ременный контекст». Очевидно, что по истечении трех лет, прошедших с момента принятия Украинской кон-ституции, пока можно говорить лишь о соответствии или несоответствии Конституции эмоциональным гражданским ожиданиям. Проще говоря, если у конституций существует нормативный вектор, то в ходе социальной практики удачная или неудачная его нацеленность выявляется. Если украинскому обществу присуща конструктивная или деструктивная динамика, то теоретически существует возможность ее сопоставления с вектором Конституции. На анализе их соотношения можно было бы построить данное сообщение.
Однако проблема возникает уже в том, что цели общества в демократических условиях избираются и преследуются спонтанно, на основе множества мало предсказуемых факторов, в то время как Конституция обычно составляется из нормативно фиксированных ценностей, к тому же описанных в терминах неметафорического языка. Как принято считать, спонтанность должна обеспечивать конституционная категория свободы. Однако именно этот главный гарант социальной динамики демократического общества в Украинской конституции отсутствует. Попытка Международного конституционного форума в Новой Гуте зимой 1996г. внес-ти не инструментальное понятие, а именно категорию свободы в официальный проект Конституции была соз-нательно отвергнута национальным квазинаучным сооб-ществом. Вместо этого в Конституцию проникло мно-жество малоподвижных и потому малоприменимых норм. С точки зрения правовой философии это может быть описано как неприятие либеральной схемы правового регулирования, предложенной Д.Ролзом: в конституциях фиксировать высшую ценность и гарантии свободы, а тактические, в том числе экономико-распределительные принципы и права помещать в текущем законодательстве.
Приведу лишь несколько примеров неудачного, с моей точки зрения, национального конституционного нормирования:
1. Жизнь и здоровье человека признаются «наи-высшей социальной ценностью» в ст. 3 Конституции Ук-раины. Но, если состояние физической жизни есть действительно высшая ценность, то жизнь солдата не может быть принесена в жертву для «защиты суверенитета и территориальной целостности Украины» и тем более свободы нации. Ведь в конституционной иерархии ценностей первые две расположены ниже «жизни человека», а последняя не указана вообще. Кроме того, право на жизнь (и вытекающие отсюда риски) у солдата по своему объему не может быть меньше, чем у граж-данского лица на основе принципа равенства конституционных прав, записанного в ст.21 Конституции Украины.
2. «Какое бы то ни было насилие над ребенком... преследуется по закону» на основе ст.53 Конституции, что делает правонарушителями всех родителей, забирающих детей из песочника против их воли.
3. «Каждый обязан не наносить вред природе» следуя предписаниям ст. 66 Основного Закона, но все во-дители, поворачивая ключ в замке зажигания своего автомобиля ежедневно делают это.
4. Суды прямо названы в Конституции органами государственной власти, что в случаях гражданских исков к государству ставит их в положение судьи в собственном деле.
5. На основе ст. 15 Конституции «никакая идеология не может признаваться государством как обязательная», что формально избавляет государство от необходимости следовать также идеологии Конституции.
6. Право каждого «на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи», записанное в ст. 48 Основного Закона, в украинской практике существует пре-имущественно как право быть объектом уравнительного распределения. Как выражение либерального принципа «неравенства, выгодного всем» (Д.Ролз) оно не работает, поскольку политическая власть в Украине ведет себя подобно крупье в общенациональном казино, который контролирует не столько соблюдение правил игры, сколько суммы выигрышей ее участников. История опального премьер-министра Украины в этом смысле мне представляется достаточно иллюстративной.
7. Обеспечение экономической и информационной безопасности объявлены в ст. 17 Конституции одновременно и «функцией государства», и «делом всего ук-раинского народа». В итоге общественность естественным образом наталкивается на 15 только конституционных ограничений свободы слова.
Замечу, что вышеизложенное я упоминаю лишь для того, чтобы передать общее настроение украинского Основного Закона.
Если согласиться, что процветание общества обеспечивает работа, творчество и инновации, то мож-но признать, что Конституция Украины специальным об-разом на них не нацелена. В ней явно превалируют охранительные ценности и потому нет места ни «коллек-тивному воображению» О.Тоффлера, ни «обществу рис-ка» У.Бека. Именно поэтому порой возникает чувство, что украинский Основной Закон, как и некоторые другие конституции посттоталитарных стран, написан не в парадигме современности. Конституция проникнута чаяниями весьма умеренных добродетелей и нази-дательна по своей литературной манере. Ее дизайн рассчитан не на социальную пассионарность, а на «за-ботливое, как бабушка, правительство». Между тем, требования украинского модерна заключаются практически в обратном. Как некогда заметил Й.Хейзинга, чтобы попасть в яблочко, нужно целиться несколько вы-ше. Иными словами, социально-экономического про-цветания не достигнуть прямыми заботами об имущественном благосостоянии.
Социально-экономический успех Украины, которого всем нам столь не достает, предполагает, в первую очередь, творческое поведение человека в условиях нестесненной свободы, гарантированной демократией и адекватной правовой системой. Свободное творчество охватывает широкую сферу активности в современном обществе от создания новых научных концепций до конструирования моды, интеллектуальных и просто поведенческих образцов. Предполагается, что сюда попадают также отдельные случаи нешаблонного поведения индивидов. Используя философский словарь Ж.Бодрийара, можно сказать, что в прогрессирующих обществах всегда доминирует «спираль символического, предшествующая реальности». Характерно, что у Р.Барта творчество выступает экономикой «исступ-ленного расточения», то есть социально-экономичес-кий прогресс парадоксальным образом противостоит этике накопительства.
Важным представляется подчеркнуть также следующее. Если, как писал З.Бжезинский, в уходящем веке господствовали дебаты относительно социальной организации общества и наилучших способов достижения внешнего благосостояния, то сегодня мы нахо-димся в начале грандиозных дискуссий относительно личностного и внутреннего измерения человеческой жизни. Именно сегодня возникают новые типы чело-веческого поведения, а вслед за ними и новые типы личности, новые маверики («maaverics») и новые представления о харизме. Как проницательно заметил А.Пятигорский, мы наблюдаем наступление эры одаренных фигур, далеких от искушений «всенародной славы». Однако появление таких личностей возможно лишь в атмосфере подлинно нестесненной свободы.
В более широкой постановке вопроса социально-экономический прогресс требует не столько социально-экономических прав, сколько правовой инфраструктуры свободы, которая предполагает пугающую многих кон-вертируемость социальных ценностей в товар, правовую репрессию ксенофобии и конкуренцию круп-номасштабных индивидуальных стратегий. При этом в культурном пространстве любого общества неизбежно акцентируются вопросы о значении синтетической (ру-котворной) среды, стиля и конкретной идеологии жизни не только социальных групп, но и отдельных людей. Кроме этого, юридическое обеспечение социально-эко-номического прогресса предопределяется еще и тем, что между социальным творчеством, демократией и правом в силу их собственной природы органически складываются непростые отношения.
К сожалению, еще и сегодня в посттоталитарных странах «жизненно напряженная личность, решающая вопрос своей судьбы» (М.Мамардашвили) остается в известном пренебрежении со стороны философии конституционного права. Между тем, отношения между техникой и живой волей человека уже давно вышли за пределы только политического выражения социальной реальности. Если в прежние времена «магия была мостом, соединявшим фантазию и технологию» (Ж.Эл-люль), то в современном обществе борьба между экономической мега-машиной, с одной стороны, и идеальной сферой человеческого воображения, с другой — стала неизбежным аспектом правовых представлений о справедливости. Поскольку эта борьба неустранима, она нуждается в адекватных юридических оболочках. Имея сравнительно недавно приобретенное «право свободы» современный человек нуждается уже и в «праве творчества».
Хотя в философии права общая тенденция, по-видимому, именно такова, в современных посттоталитарных странах становится все более заметным противоречие между объективными закономерностями социально-экономического прогресса и правовым регулированием творческой сферы. Почти типичным стало здесь избыточное нормирование информационных процессов (вплоть до государственных попыток контролировать INTERNET). В настоящее время в отдельных странах региона (России, Украине) создано массивное законодательство об информации, которое рассматривает информацию не как особо ценное для активного общества «количество непредсказуемого, содержащееся в сообщении» (А.Моль), а как особо важный ресурс государства. Хотя формально в этих странах цензуры не существует, растущие попытки контролировать информацию, фильтровать ее потоки трудно не заметить.
Очевидно, что за этими внешне субъективными проявлениями властных прерогатив стоит более глубокое недопонимание как лидерами, так и экспертами сути процессов, обеспечивающих социально-экономическое продвижение. Более того, в переживших бархатные революции странах все чаще наблюдаются пока спорадические попытки «бюрократического реванша».
Поскольку новые идеи, культурные образцы, новаторские типы профессионального и иного поведения, уникальные психологические установки и подходы к решению проблем создаются творческим меньшинством, лик мира действительно преображается горсткой первоначально разобщенных людей, считал Э.Ионеско. То обстоятельство, что прогресс обеспечивают «немногие, переубеждающие многих» (Ф.Хайек), требует конституционной защиты «культурно чувствительных» зон об-щества. Ведь именно на этих территориях опасно про-являет себя избыточное нормирование государства, именно здесь особенно болезненно сказываются последствия «гнета демократических решений». Именно поэтому органическое противостояние традиционного законодательства, как рычага государства, и необходимости сопротивления вмешательству власти и демократии в творческую область, пространство спонтанной инициативы хотелось бы здесь выделить. Поскольку новые конституции, как об этом свидетельствует пример Украины, часто устаревают уже на старте, важным стимулом социально-экономического прогресса в посттоталитарных странах могли бы стать вспомогательные правовые средства. Именно в этом качестве важной представляется идея международной «Конвенции о защите интеллектуальной свободы».
Так или иначе, обращаясь к международному публичному праву, или оставаясь в рамках национальных правовых систем, мы должны подвергнуть критике привычную однополярную структуру правового регулирования творческих процессов в обществах переходного типа. С этой целью новые конституции представляется целесообразным рассматривать не как вершины традиционных правовых пирамид, а как уникальные по своей возможной роли гаранты творческой свободы и культурного многообразия. В этом качестве регулирующий потенциал конституций должен использоваться со стороны их возможностей по воспроизводству «рукот-ворной спонтанности» — некоего синтетического слепка или отражения органического строя природы. Конечно, при этом старые правовые системы как бы транс-формируются из однополярных в биполярные, где на полюсе свободы гражданского общества естественным образом оказывается конституция, а на полюсе госу-дарственного порядка — традиционное законодатель-ство. Поскольку изначально задать требуемую меру по-рядка и свободы в социальной системе невозможно, биполярная правовая конструкция будет провоцировать постоянный конфликт свободы и порядка, конституционные суды будут «спасать» гражданскую свободу и все, что из нее следует. Конечно, такая трансформация добавит забот конституционным трибуналам, но она же упорядочит социальную динамику и экономический рост, за который все равно приходится многим платить.
Если вектор социально-экономического прогресса предопределяется интеллектуальными усилиями индивидов, которые создают различного рода образцы и модели, стили и способы мышления, поведенческие примеры и прочие интеллектуальные искушения, то по своей направленности он существенно отличается от построенного на демократии вектора государственной политики. Обычно после того как интеллектуальные образцы и установки на будущее создаются новаторами, они выставляются на социальное обозрение для оценки и выбора. Как говорил Ж.Бодрийар, мир функционирует постольку, поскольку поддается интеллектуальным искушениям. Новые образцы и установки выставляются на интеллектуальном рынке, где спрос и предложение определяются неисчислимым количеством факторов.
По-видимому, там, где нет сознания, искушение новым осуществляется через внешность, оболочку, ви-димость, поверхность. Там же, где сознание и душа присутствуют — искушение осуществляется через ис-кусственное, внутреннее, придуманное, наконец, вооб-ражаемое. Искушение новым, интеллектуальный соб-лазн становятся чрезвычайно сильными при сильном интеллекте. Можно даже сказать, что они увеличивают-ся пропорционально силе интеллекта. В этом смысле мы можем допустить, что так называемой силы воли в культурном смысле не существует. Вместо этого удоб-нее говорить о силе культурного искушения и силе интеллекта, способного воспринимать новизну.
Поскольку вектор даже либеральной демократии определяется волей большинства, постольку демократия не способна на большее, чем совершать выбор среди образцов, созданных творческим меньшинством в рамках социально-экономического прогресса. Однако в посттоталитарных странах данная схема отношений даже экспертами воспринимается неоднозначно. Наоборот, представление о демократии как об исклю-чительной причине социально-экономической динами-ки является характерным преувеличением в таких стра-нах, как Украина.
Если это принять, то становится понятным, почему у более искушенных обществ обнаруживается столь сильный интерес к созданию гарантий невмешательства в творческую сферу не только прямых агентов госу-дарства, но и представителей демократии. Главным результатом действия этих гарантий следует считать возможность постоянного снабжения общества информацией как количеством непредсказуемого в сообщении. Поэтому создание и поддержание атмосферы готовности общества и его членов к непредсказуемости и новизне следует считать важнейшей правовой гарантией социально-экономических прав.
Говоря более специально, мы должны создать или восстановить систему достижения первичных «пред-демократических» решений экспериментального типа, которые бы затем предопределяли вторичные «пост-демократические» решения практического типа. Как это очевидно, речь идет не о сокращении или сужении демократии, а всего лишь об оснащении ее эффективным рынком образцов на будущее. Ведь дар демократии не творческий, а селективный. Демократия умеет выбирать из уже созданного. Конечно, подобная система отношений по своим приоритетам факультативно противостоит привычным функциям государства: обеспечению социальной защиты и порядка, политической стабильности и даже личной безопасности. Но если социально-экономические права мы ставим выше стабильности, то у нас фактически нет выбора. И без того любое государство нуждается в сдерживании, ведь и не слишком консервативная власть из-за своей хронической воли к регулированию обычно требует, чтобы даже наука входила в русло «нормального» развития. Кроме того, как не раз напоминали идеологи либерализма, и в наш век государство не только продолжает быть арбитром, но остается также сильнейшим игроком, кото-рый ради уверенности в результате переписывает правила игры по ходу действия.
Впрочем и без всего этого, как говорила С.Зонтаг, у новаторов должно быть право заступать за ограждения, ведь они обязаны «искушать новым сам порядок вещей». Таким образом, социально-экономический прогресс, как основная динамическая ценность общества, должен быть предохранен от чрезмерной политической предсказуемости и организационной стабильности посредством специальных нормативных актов. С.Хантингтон верит в третью волну демократии: в качестве выхода из ситуации я вижу разработку международной «Конвенции о защите интеллектуальной свободы». Ра-зумеется, положение могла бы улучшить и какая-либо национальная «Информационная конституция».