MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Некоторые мысли участника семинара "Международные стандарты по предотвращению пыток и жестокого обращения и усовершенствование украинского законодательства"

26.12.2000   
Е.Гринберг, г.Днепропетровск
Работников милиции называют правоохранителями, мы - правозащитники.

Казалось бы по проблеме применения пыток и жестокого обращения как у офицеров следственного управления УВД, так и у нас, врачей, юристов, журналистов, точка зрения должна быть одинаковой: "Это позорное явление должно быть изжито, это вне закона и мы будем всячески искоренять его на практике".

Так нет же! Когда речь шла о нарушениях прав человека вообще где-то, кем-то, или как пелось в известной песне "у нас порой", милиционеры слушали спокойно. Но когда мне вздумалось бросить упрек прокуратуре Днепропетровской области, куда мне приходилось обращаться многократно по делам подследственных, избитых в милиции, то я навлекла на себя град упреков. "Вы все выдумываете, ваши жалобщики лгут" и даже "Вы покрываете преступников, мешаете нам работать…"

Вряд ли удастся убедить хоть в чем-то этих людей. Я рассказала о деле гр.Кобец, избитого работниками патрульной службы ГАИ, что подтверждает свидетельница. Несмотря на ходатайства и обращения в защиту пострадавшего дело завершилось тем, что районная прокуратура возбуждила уголовного дела. О перипетиях расследования этого дела, о давлении на пострадавшего нужно рассказывать отдельно. Сейчас мне хочется сказать о другом. Жертвам "инквизиторов" достается серьезно, но доказать, что побои нанесли работники милиции в райотделах, практически невозможно.

Из всех высших инстанций получаешь стандартные отписки, что факты не подтвердились, или о том, что повреждения здоровья подследственный получил во время задержания. А Уполномоченный по правам человека Н.И.Карпачева считает своим долгом отмалчиваться, в лучшем случае субъекты попранного права получают стандартную открытку: "По Вашій справі почато впровадження", а потом дело передается…в местную прокуратуру, из которой стандартный ответ уже был получен. Все дело в изначальном нарушении Закона "Об обращениях граждан", когда расследование жалобы снова попадает в руки коллег и сослуживцев нарушителя, а иных свидетелей, кроме работников милиции, нет. Вот и вертится бумажная карусель, а сотрясение головного мозга и трещины ребер у подследственных, задержанных остаются практикой правоохранительных органов.

Интересно, что суды в соответствии с п.3 ст.62 не должны выносить обвинительный вердикт, если обвинение базируется на доказательствах, полученных незаконным путем. Так нет же - выносят!

И если об осужденном в Основном Законе страны записано, что он пользуется всеми правами человека и гражданина, за исключением ограничений, которые определил закон и установил приговор суда, то в отношении подследственных тем более должны соблюдаться требования Закона, а не преступной практики. Расследование каждой жалобы по превышению должностных полномочий и рукоприкладству работников милиции должны проводиться не работниками райотдела, а представителями УВД области с адвокатом или правозащитником, написавшим жалобу и потребовавшим такого расследования.

На семинаре прозвучала рекомендация обращаться в Европейский Суд по правам человека, чтобы он защитил права наших людей. Мне бы хотелось возразить следующее: такое позорное явление как пытки и жестокое обращение необходимо изжить совместными усилиями специалистов и правозащитников, говорить об этом со страниц печати, добиваться увольнения профессионально непригодных , поскольку такая позорная практика достаточно часто в Украине встречается. Если за каждый случай применения пыток государству придется выплачивать денежную компенсацию, то где же нищее государство возьмет средства? А механизма взыскания регрессом с непосредственных виновников еще нет.

(Информацию о данном семинаре мы даем в рубрике "У недержавних організаціях")
 Поділитися