MENU
Гаряча лінія з пошуку зниклих безвісти в Україні
Документування воєнних злочинів в Україні.
Глобальна ініціатива T4P (Трибунал для Путіна) була створена у відповідь на повномасштабну агресію Росії проти України у лютому 2022 року. Учасники ініціативи документують події, у яких є ознаки злочинів згідно з Римським статутом Міжнародного кримінального суду (геноцид, злочини проти людяності, воєнні злочини) в усіх регіонах України

Журналисты осуждены на 9 лет за содействие в создании «Новороссии ТВ»

27.10.2017   
Галя Койнаш

Суд в Житомирской области приговорил журналиста Дмитрия Васильца и оператора Евгения Тимонина к девяти годам лишения свободы за помощь поддерживаемым РФ боевикам в создании откровенно антиукраинского пропагандистского канала «Новороссия ТВ». 

Обоих признали виновными в оказании «материального, организационного или другого содействия созданию или деятельности террористической группы» (статья 258-3 § 1). Суд при этом согласился, что помощь самопровозглашённой «Донецкой народной республике» [«ДНР»] подпадает под действие этой статьи Уголовного кодекса Украины.

Суд также признал Тимонина виновным в публичных призывах к совершению террористических актов (ст. 258-2 УКУ в редакции от 12.10.2006) и в разжигании вражды по признакам расы, национальности, религиозных взглядов и т.д. (ст. 161).  Приговоры сроком на 5 лет (лишение свободы и ограничение свободы соответственно) поглощены 9-летним сроком.   

Двое мужчин, находившиеся под стражей с ноября 2015 г., отвергали все обвинения, при этом Тимонин отрицал авторство постов на его странице в соцсетях, подстрекающих к ненависти и насилию.  Защита также оспорила классификацию ДНР как террористической организации. 

Василець и Тимомин впоследствии работали вместе на 17-м телеканале и являлись членами Общественного Совета по контролю за Министерством информационной политики Украины.  Последнее вызвало смущение в министерстве и в медийных кругах.  На их участие в том совете постоянно ссылаются те, кто всячески пытается доказать, что Василец является журналистом и правозащитником, и лишение его свободы является покушением на свободу слова.  Ссылались и на длительность содержания их под стражей и постоянный перенос судебных слушаний.  Для Украины в этом нет ничего необычного, но содержание журналистов под стражей, когда непонятно, насколько обоснованы обвинения, неизбежно вызывает вопросы.  

Доступ к оглашенному 29 сентября приговору теперь есть.  Надо полагать, что апелляция уже подана, и что в ней вновь будет утверждаться, будто участие Васильца и Тимонина в создании «Новороссия ТВ» не доказано, и что нет никаких оснований или законного прецедента для того, чтобы назвать ДНР террористической организацией. 

Российские и пророссийские СМИ постоянно представляют обоих подсудимых как борцов за правду и политических заключенных, и можно предполагать, что эта кампания только усилится после вынесения довольно сурового приговора.

Василец и Тимонин утверждали, что никто из них не имел ничего общего с созданием «Новороссии ТВ». Однако в приговоре, изложенном на 25 страницах, перечисляются многие доказательства, которые, кажется, ставят под сомнение их непричастность. Попытаемся изложить известные факты.

Обвинения

По версии следствия, Василец и Тимонин ездили в июне и июле 2014 года на территорию Донбасса, подконтрольную боевикам и оказали консультативную и практическую помощь боевикам ДНР в создании телевизионного канала «Новороссия ТВ» в сети Интернет. Утверждается, что Василец договорился с боевиком-директором Новороссии ТВ, что он привезет человека с необходимыми техническими знаниями и навыками, т.е. Тимонина.

Василец был известен, как по его роли на 17-м канале, так и по его медиа-проектам «Правильное ТВ» и «Медиа-люстрация».  Во второй программе Василец награждал так называемой Премией Геббельса украинских журналистов, которые якобы передавали ложные новости.

Именно в первые месяцы поддерживаемого Россией военного конфликта на Донбассе впервые за пределами Украины стали по-настоящему обращать внимание на проблему ложных новостей и государственной пропаганды. В российских и пророссийских СМИ, включая проекты Васильца, появлялись возмутительные фейки с участием актеров. Случались и смешные ляпсусы – где разные российские телеканалы показывали одного и того же актера, то как представителя «украинских карателей», то как их жертву. Показывали и старые кадры, иногда из других стран, которые использовались для того, чтобы «доказать» предполагаемые военные преступления Украины.  Все это должно было убедить зрителей, что украинская власть уничтожает своих граждан, в то время, как Россия и так называемые ополченцы их защищают. Наиболее циничным было, пожалуй, умышленное искажение фактов о трагическом пожаре 2 мая 2014 года в Одессе. За считанные часы стали навязывать миф об «одесской Хатыни», утверждая, будто «украинские радикалы» загнали пророссийских активистов в Дом профсоюзов и заживо сожгли. В одном из постов, за которые Тимонин обвинялся в разжигании вражды, есть ссылка именно на события в Одессе, да и много молодых людей ссылаются на ту ложь о том дне как предполагаемую «последнюю соломинку», которая побудила их идти и сражаться против армии Украины на Донбассе.

Как только боевики, зачастую под предводительством и/или руководством русских, захватывали город, они заглушали украинские СМИ, обеспечив, чтобы жители могли получать только весьма искажённую информацию, в которой украинцы были «злодеями».  Множество журналистов были взяты в заложники, некоторых пытали, и многие другие предпочли покинуть Донбасс, а не ждать, пока до них дойдёт очередь. 

Канал «Новороссия ТВ» был, и по большей части остаётся, машиной пропаганды.  Утверждения Васильца о том, что он стремился донести до людей «правду» о происходившем, идут вразрез с многочисленными случаями наглой манипуляции фактами, искажениями и откровенным враньем.

Журналисты, работавшие на российские государственные СМИ, также не питали иллюзий относительно того, что от них требовалось.  Главный редактор основного канала России сказал персоналу, что 1970-е и 1980-е были детской игрой по сравнению с начинающейся холодной войной.  Тем, кто не желал принимать участие в такой «войне», советовали найти работу, не связанную со СМИ. Большая часть осталась.  Они получали инструкции от руководства, которому, в свою очередь, указывали из Кремля, каких тем не стоило касаться, какие термины стоило употреблять для обозначения украинцев («фашисты», «каратели» и т.д.)

В то время, как мотивация Васильца неясна, Тимонин, житель Бердичева, где проходил суд, был активным участником Антимайдана, и сторонником пророссийских боевиков на Донбассе. 

В постах, служивших основой для обвинения в разжигании вражды, предлагалось «избавиться от Майдановских отбросов» [оригинал более оскорбителен], захватить полицейские запасы оружия и использовать их для зачистки членов националистической организации «Правый Сектор». Страница ВКонтакте, приведенная в приговоре, скрыта, и доступна только авторизованным пользователям. Понадобится помощь профессионалов, чтобы выяснить, кто именно выложил конкретные материалы. 

Терроризм?

Суровый девятилетний приговор, вынесенный Васильцу и Тимонину, не является совершенно беспрецедентным.  В июле 2017 года Донецкий апелляционный суд оставил в силе приговоры сроком на пять лет, вынесенные двум молодым людям за создание нескольких групп в социальных сетях с отчётливой антиукраинской позицией, поддерживающей боевиков.  Их обвиняли в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины (статья 110 § 2 Уголовного кодекса Украины).

Тут Васильца и Тимонина обвиняли в помощи террористической организации или группе. Как уже упоминалось, защита утверждала, что обвинение необоснованное, и что ни одна другая страна или международная организация не признала так называемые «Донецкую и Луганскую Народные Республики» террористическими организациями. 

Использование Украиной термина «антитеррористическая операция», а не «война», для военного конфликта на Донбассе критиковали по разным причинам, хотя в период, к которому относятся обвинения – Украина едва ли была в состоянии официально объявить войну. 

Судьи Бердичевского суда не признали аргументы защиты убедительными.  Они отметили, что в соответствии с Законом Украины о борьбе с терроризмом, «организация признаётся террористической, если как минимум одно из её структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из предводителей организации».  ДНР, по их словам, подпадает под это определение.

Возможно, другие страны не признали ДНР террористической организацией, но несколько стран ЕС уже выдвинуло обвинения, в соответствии с законодательством о терроризме, против собственных граждан за участие в войне на Донбассе.  В июне 2017 года одному гражданину Чехии, воевавшему на стороне боевиков, предъявлено обвинение в планировании террористического акта на Донбассе. В мае 2016 года Эстония постановила, что гражданин Эстонии, Владимир Поляков должен быть экстрадирован в Украину в связи с обвинениями в терроризме по той же статье Уголовного кодекса, которая вменяется Васильцу и Тимонину.

Тем временем, в Великобритании уже дошло до первого приговора. В июле этого года суд приговорил Бенджамина Стимсона [Benjamin Stimson] к пяти годам и четырем месяцам в соответствии с Законом Великобритании о терроризме за участие в конфликте на Донбассе на стороне русских и пророссийских боевиков. В Великобритании это стало первым случаем, когда обвинения в терроризме касались конфликта на Донбассе, хотя ранее людей наказывали по тем же статьям за сражения на стороне так называемого «Исламского Государства». В обвинении против Стимсона говорилось, что он имел «намерение, с помощью других людей, совершать террористические акты, став членом вооружённого ополчения, противодействующего правительству Украины и служив в их милиции».  Канал BBC процитировал высокопоставленного полицейского, который заявил, что Стимсон «попал в тюрьму за роль, которую он играл в жестоком конфликте, и я надеюсь, что его осуждение послужит посланием для всех, кто задумывается когда-либо присоединиться к конфликтам».

 

 Поділитися